Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период: социологический аспект

  • Артём Юрьевич Нестеров Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия ne7terov.ay@gmail.com ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-8244-9546
    elibrary Author_id 9487-0029
Для цитирования
Нестеров А. Ю. Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период: социологический аспект // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Том 1. № 1. С. 53-63. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.1.6

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем, такой, как постинтернатная адаптация выпускников-сирот интернатных учреждений. Автором публикации определяется сущность межинституционального (межведомственного) взаимодействия в работе по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Выявляются основные проблемы по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Также автором публикации определяется понятие «постинтернатное сопровождение выпускников-сирот» в широком и узком смысле. Даются рекомендации по совершенствованию процесса постинтернатного сопровождения детей-сирот, выпустившихся из интернатных учреждений. Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений – сложнейший этап их жизни, поэтому результатом данного процесса должно стать формирование позитивных навыков социального приспособления в обществе – таких, как способность жить и взаимодействовать в социальном пространстве прав и обязанностей; потребность в учебе и труде как средствах самореализации личности; активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе, а также проявление активного отношения к помощи и поддержке нуждающимся в этом людям. Практически все (или более 90%) воспитанники интернатных учреждений – сироты, особенно в юношеском возрасте, испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, в профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных (позитивных) связей с другими людьми, в свободном овладением досуговой, общественной, бытовой деятельностью. Неоспорим и тот факт, что трудности процесса социальной адаптации выпускников-сирот интернатных учреждений обусловлены, с одной стороны, спецификой и видом самого интернатного учреждения, в котором воспитывался выпускник, использованием в процессе воспитания методик и приемов педагогического воздействия на сирот и т.д., с другой, – отсутствием семьи и семейного воспитания, а также положительного опыта пребывания в семейном окружении в жизни сирот, как главенствующего института социализации.
Ключевые слова:
дети-сироты, постинтернатная адаптация, социализация, шкала-интернат, центр социальной адаптации, постинтернатное сопровождение выпускников-сирот, институт семьи и воспитания

Биография автора

Артём Юрьевич Нестеров, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Литература

1. Алибаева Д.С., Маметьева О.С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 1–8.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

3. Nesterov A.Y. Institutional trial of minors condemned: International experience // The Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. – Almaty, 2020. No 1’2020. P. 255–263 DOI: 10.32014/2020.2518-1467.31 (in English).

4. Nesterov A.Y. Social adaptation of juvenile prisoners in the post-prison period: theory and practice // The Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2019. № 6’2019. P. 136–140. DOI: 10.32014/2019.2518-1467.155 (in English).
Статья

Поступила: 10.08.2020

Опубликована: 14.02.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Нестеров, А. Ю. (2021). Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период: социологический аспект. ДЕМИС. Демографические исследования, 1(1), 53-63. https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.1.6
Раздел
Население и кризисы