Правовое регулирование миграционных процессов в условиях евразийской интеграции и пандемии COVID-19

  • Галина Николаевна Москалевич Минский инновационный университет, Минск, Беларусь moskalevich74@gmail.com ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-8032-984X
    elibrary Author_id 816352
Для цитирования
Москалевич Г. Н. Правовое регулирование миграционных процессов в условиях евразийской интеграции и пандемии COVID-19 // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Том 1. № 3. С. 91-100. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.3.8

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) было нацелено на повышение экономической конкурентоспособности стран, вступивших в данное международное объединение, что, в свою очередь, должно повысить жизненный уровень населения государств-членов. Активное развитие интеграционных процессов в этих странах потребовало внесения соответствующих изменений в национальные законодательства с целью формирования однородного правового поля и обогащения внутреннего права международным опытом правового регулирования, в том числе и в регулировании миграционными процессами, поскольку интеграция всегда сопровождается миграционными процессами. Целью данной статьи является исследование и анализ проблем правового регулирования миграционных процессов, имеющих место в странах ЕАЭС. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования миграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. Анализируются нормативные положения Договора о ЕАЭС, регулирующие миграционные процессы на территории Союза, служащие правовой основой для решения вопросов трудовой миграции, повышающие трудовой статус мигрантов – граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз. Подчеркивается, что положения Договора о ЕАЭС устанавливают статус граждан – мигрантов из стран ЕАЭС, временно работающих на территории одной из стран-членов, регулируют их отношения с работодателем и закрепляют на законодательном уровне равные права трудовых мигрантов с гражданами страны-реципиента, в том числе и в социальной сфере, за исключением пенсионного обеспечения. Положения Договора закрепляют некоторые преимущества для мигрантов из государств, входящих в состав Союза: предусмотрено не только защищать интересы государств, но и права и свободы трудящихся мигрантов и членов их семей, прибывших из государств-участников ЕАЭС, создавать благоприятные условия их жизни в стране, принявшей их, в том числе для выполнения трудовой деятельности, способствующие успешному интегрированию в социальную систему страны. Акцентируется внимание на проблемах, связанных с реализацией положений Договора о ЕАЭС, обусловленных существенными различиями государств-партнеров, связанными с уровнем и моделями экономического развития. Отмечается, что в научной юридической литературе и законодательствах стран ЕАЭС встречаются различные подходы к толкованию понятия «миграция населения», представители которых берут за основу те или иные признаки этого сложного социально-экономического явления, рассматривая его с разных сторон. Сделан вывод о необходимости выработки единого подхода к правовому регулированию миграционных процессов на территории ЕАЭС и формирования общего рынка труда. Внесены предложения, направленные на совершенствование миграционного законодательства: унифицировать приобретаемый социально-правовой статус мигрантов в стране приема; систематизировать и гармонизировать миграционное законодательство стран-членов Евразийского экономического союза; координировать с партнерами по ЕАЭС принимаемые правительственные решения в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19, отражающейся на миграционных процессах, и другие. Выдвинуто предложение о необходимости разработки и принятии кодифицированного нормативного акта – Миграционного кодекса ЕАЭС, что, по мнению автора, позволило бы устранить имеющиеся противоречия между положениями о миграции в Договоре о ЕАЭС и национальными миграционными законодательствами государств-членов, унифицировать систему миграционного законодательства в рамках интеграционного международного объединения, приведя его в соответствие с международным правом.
Ключевые слова:
миграция, миграционные процессы, миграционная политика, Евразийский экономический союз, Договор о Евразийском экономическом союзе, евразийская миграционная система, легальная миграция, трудовая миграция, правовое регулирование, миграционное законодательство

Биография автора

Галина Николаевна Москалевич, Минский инновационный университет, Минск, Беларусь
кандидат юридических наук, доцент

Литература

Воронина Н. А. Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской интеграции: правовые аспекты / Н. А. Воронина // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2017. – № 1. – С. 94–113.

Ткаченко А. А. Интеграционные начала ЕАЭС: проблемы миграции / А. А. Ткаченко // Власть. – 2015. – № 11. – С. 14–20.

Алиев С. Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. Текст: электронный. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsiya-vevraziyskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 25.06.2021).

Иванчак А. Правовое регулирование труда работников-мигрантов стран ЕАЭС / А. Иванчак. // Право и управление. XXI век. – 2015. – №3 (36). – С. 84–91.

Гаева А. С. Миграционные процессы на евразийском пространстве / А. С. Гаева // Россия и современный мир. – 2019. – С. 207–222. DOI: 10.31249/rsm/2019.01.14.

Морозов П. Е. О понятии и предмете миграционного права стран Евразийского экономического союза / П. Е. Морозов // Миграционное право. – 2016. – № 1. – С. 3–6.
Статья

Поступила: 19.03.2021

Опубликована: 16.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Москалевич, Г. Н. (2021). Правовое регулирование миграционных процессов в условиях евразийской интеграции и пандемии COVID-19. ДЕМИС. Демографические исследования, 1(3), 91-100. https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.3.8
Раздел
Политическая демография