Гуманитарий Юга России https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr <p><strong>ISSN</strong> 2227-8656 (print); 2500-2155 (online)<br><strong>Периодичность:</strong> 6 раз в год. Издается с 2012 года<br><strong>Главный редактор -</strong> Ю.Г. Волков, д.философ.н., профессор<br><strong>Издатели:</strong> ФНИСЦ РАН, ЮФУ, Омега-Пресс<br><strong>Индексируется:</strong>&nbsp;РИНЦ, <br>включен в перечень ВАК, категория К2<br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа</p> ru-RU gursfedu@rambler.ru (Дьяченко Анжела Николаевна (Angela Dyachenko)) ya-yashina@yandex.ru (Яшина Юлия Александровна (Yulia Yashina)) Пнд, 28 Апр 2025 13:59:23 +0300 OJS 3.1.0.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 К читателям https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10583 _ От редакции ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10583 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Государство и казачество: социокультурные и институциональные аспекты взаимодействия на Юге России https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10603 <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> заключается в исследовании основных принципов взаимодействия&nbsp;государства с представителями современного казачества Юга России с учетом как культурного потенциала рассматриваемого региона, так и глобальных политических вызовов&nbsp;для страны.&nbsp;<strong><em>Методологическая база исследования</em></strong> основывается на социокультурном и институциональном подходах.&nbsp;<strong><em>Результаты исследования.</em></strong> Отмечается&nbsp;высокий культурный потенциал казачества&nbsp;</p> <p>Юга России, который может быть использо­ван в целях институционализации граждан­ского патриотизма. В то же время авторами статьи отмечаются культурно-исторические особенности казачества региона, которые требуют дополнительного внимания со стороны органов государственной власти. В данной связи речь идет о специфических аспектах исторической памяти жителей ре­гиона, считающих себя прямыми потомками дореволюционных казаков, в первую оче­редь пострадавших от политики большеви­ков. Поэтому авторы статьи отмечают, что по-прежнему актуальным остается вопрос об интеграции истории казачества Юга Рос­сии в государственную историю современ­ной России, в особенности учитывая вызовы и угрозы последних лет. Подчеркивается, что представители казачьих организаций прини­мают активную роль в процессах институци­онализации исторической памяти жителей изучаемого региона. Акцентируется внима­ние, что казачество обладает важными ре­сурсами, позволяющими в сотрудничестве с органами государственной власти проводить политику в сфере обеспечения социокуль­турной безопасности на Юге России.</p> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong> заключаются в разработке мер, которые будут направлены на укрепление культурной безопасности, кото­рые в регионе может обеспечить казачество.</p> Константин Викторович Воденко, Александр Александрович Синютин, Юлия Владимировна Маслова ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10603 Вск, 27 Апр 2025 00:00:00 +0300 Государственно-гражданская интеграция молодежи приграничного региона в условиях новой территориальности https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10604 <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> - социологически верифицировать состояние и особенности государственно-гражданской интеграции молодежи Ростовской области в контексте новой территориальности и продолжающейся специальной военной операции (СВО).</p> <p><strong><em>Методологической базой исследования</em></strong> является теоретико-концептуальный подход, согласно которому в качестве ключевого фактора социальной интеграции молодежи выступает ее государственно-гражданская идентичность, сформированная на базе сложившейся институциональной матрицы общих целей, интересов и ценностей и выполняющая стабилизирующую функцию в условиях социальной турбулентности.</p> <p>Социологическое исследование базируется на анализе данных, полученных посредством массового репрезентативного анкетного опроса с использованием квотной выборки (пол, возраст, тип поселения). Исследование проведено в мае-июле 2024 г., в опросе приняла участие молодежь Ростовской области в возрасте от 18 до 35 лет (N = 593).</p> <p><strong><em>Результаты исследования.</em></strong> В статье на основе результатов социологического исследования дана комплексная оценка состояния и особенностей проявления государственно-гражданской интеграции молодежи в условиях новой территориальности и продолжающейся специальной военной операции. На базе концепции формирования общероссийской гражданской идентичности предложен методологический подход к систематизации, обобщению и интерпретации эмпирических данных, полученных в ходе репрезентативного социологического исследования ценностей, жизненных стратегий и социальных практик молодежи приграничного региона. Анализ материалов подтвердил гипотезу о том, что основой государственно-гражданской интеграции молодежи выступает общность жизненных стратегий и основных паттернов массового сознания, ориентированных на достижение целостности и устойчивости сложившегося общественного устройства и образа жизни.</p> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong> связаны с расширением предметного поля изучения проблем государственно-гражданской интеграции молодежи, поиском фундаментальных основ ее консолидации. Результаты исследования открывают новые возможности для совершенствования деятельности социальных институтов и механизмов регионального управления, могут использоваться при разработке стратегий и программ молодежной политики.</p> Елена Юрьевна Колесникова ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10604 Пнд, 28 Апр 2025 00:00:00 +0300 Медиация как инструмент государственного управления в системе конфликторазрешения в России https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10584 <table width="101%"> <tbody> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> <strong>– </strong>рассмотреть институт медиации как приоритетное направление государственной политики в разрешении конфликтов граждан, а также определить место процедуры медиации в системе способов альтернативного разрешения споров в России. тенденций развития на современном этапе.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования </em></strong>составляют анализ накопленных статистических данных проведения процедур мирного урегулирования, обобщения проведенных наблюдений, изучение академической литературы, а также проведение социолого-юридического сравнительного анализа.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong>. Медиация на современном этапе имеет проблематику, обусловленную недостаточным информированием населения и неполной регламентацией, которая создает сложности для ее повсеместного применения. В большей степени это связано с появлением у российского общества менталитета, направленного на улучшение репутации и стабилизации межличностных отношений. К тому же развитие популяризации этого института могло бы привести к значительным сдвигам в работе ассоциаций медиаторов и привлечению значительной части населения к мирному урегулированию в сочетании с пресечением конфликтов на их начальной стадии.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>На современном этапе институт медиации имеет ключевое значение в дальнейшем развитии общества. Государственная политика, а также значительные изменения в гражданском обществе все больше способствуют развитию данной процедуры во всех сферах жизни. Конечно, стоит отметить и вовлечение в данные процессы научного и практического сообщества, что позволяет сказать, что альтернативное урегулирование споров формирует интерес и вовлекает широкие слои населения, обуславливая эффективность его применения в будущем.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> Сергей Александрович Дюжиков, Вячеслав Михайлович Золотарев ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10584 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Политическое сознание в мировоззренческих системах различных эпох и цивилизационных моделях: историко-философский анализ https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10585 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p>Цель исследования заключается в анализе мировоззренческой и цивилизационной специфики политического сознания.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования</em></strong> составляют социокультурный и цивилизационный подходы, а также положения теории политической культуры Г.&nbsp;Алмонда и С.&nbsp;Вербы.</p> <p><em>&nbsp;</em></p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Результаты исследования. Политическое сознание представляет собой исторически и цивилизационно обусловленную проекцию сложившейся модели политических отношений. Картина мира и ценностные установки формируют модель восприятия социально-политической реальности и отношение человека к институту политической власти. Политическое сознание не только отражает политическую реальность, но и создает ее на основе ценностей, идеалов и норм, господствующих в конкретном обществе и легитимирующих его политическое устройство.</p> <p><strong><em>&nbsp;</em></strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Перспективы исследования. Проблема политического сознания представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью учета его культурно-цивилизационной специфики, определяющей функционирование политических институтов в обществе.</p> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> </tbody> </table> Евгения Михайловна Лясковская ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10585 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Актуальные социокультурные зарубежные практики как импульс к изменениям на языковом поле: на примере пересечения современного персонального и институционального дискурса https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10586 <table width="101%"> <tbody> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Цель исследования:</em></strong> анализ взаимного влияния актуальных зарубежных социокультурных практик и изменений на языковом поле современного английского языка, происходящих в данном контексте на пересечении персонального и институционального дискурса.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Методологическая база исследования. </em></strong>В рамках социокультурного подхода используются социолингвистический, компонентный и этимологический анализ, лингвистическое наблюдение и описание.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong>. Определены и систематизированы основные актуальные социокультурные практики, приводящие к расширению языкового поля современного английского языка в рамках базовых тематик. Проанализирован потенциал неологизмов, используемых на пересечении персонального и институционального дискурсов.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Данное исследование влияния актуальных зарубежных социокультурных практик на пополнение языкового поля неологизмами и фиксация точек пересечения персонального и институционального дискурса позволяет расширить рамки изучения взаимодействия языка и социума и выявить направления дальнейшей работы.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Марина Валентиновна Малащенко, Динара Нургалиевна Иванова ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10586 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Специфика и формы отчуждения человека в цифровом обществе https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10605 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p>Цель исследования заключается в выявлении специфики и форм отчуждения, сложившихся в цифровом обществе.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования</em></strong> представляют <strong>рискологический подход, </strong>положения теории информационного общества, теории цифрового общества и концепции индивидуализированного общества.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Результаты исследования. Развитие цифровых технологий формирует новую социальную реальность, в которой возникают новые формы отчуждения человека. Основными формами отчуждения выступают цифровой аутизм, цифровой эскапизм, цифровое кочевничество, а также <strong>вытеснение человека из сферы труда, передача своих функций и ответственности искусственному интеллекту. Цифровое отчуждение порождает ситуацию утраты человеком прежних смыслов и ценностей своего существования, поскольку свою субъектность он делегирует новым интеллектуальным агентам.</strong></p> <p><strong><em>&nbsp;</em></strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Перспективы исследования. Проблема отчуждения представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью понимания рисков для человека цифровой эпохи.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Наталья Сергеевна Пичко, Татьяна Валерьевна Плотникова ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10605 Пнд, 28 Апр 2025 00:00:00 +0300 Тенденции применения ChatGPT в процессе преподавания https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10587 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> – анализ функции ChatGPT и использование ИИ студентами и преподавателями в процессе обучения.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическая база исследования</em></strong><strong><em>.</em></strong> Основными методами являются анализ, сравнение, интервью, опрос и анкетирование.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>По результатам анализа были сделаны выводы, что студенты являются активными и уверенными пользователями искусственного интеллекта, используя его в самых разных целях – от поиска нужной информации до подбора иллюстраций для презентаций. Преподаватели высшей школы существенно отстают в умениях работы с ChatGPT от своих студентов, что приводит к снижению мотивации студентов.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Практическая значимость заключается в понимании сложившейся ситуации с работой с ИИ участников образовательного процесса. Анализ позволяет прийти к выводу о необходимости повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) в применении новейших технологий. Также следует разрабатывать новые стратегии работы с ИИ в практической деятельности.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Екатерина Евгеньевна Кувшинова ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10587 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Формы и проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров вуза https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10606 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p>Целью исследования является изучение состояния и проблем системы воспроизводства научно-педагогических кадров современного российского вуза.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования</em></strong> представляют философские, социологические и общенаучные концепции ведущих ученых в области философии и социологии, справочники и материалы официальных сайтов Правительства РФ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, данные социологических исследований для изучения процесса воспроизводства высококвалифицированных научно-педагогических кадров вуза.</p> <p><em>&nbsp;</em></p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Результаты исследования. Одним из приоритетных результатов проведенного исследования является анализ проблем воспроизводства научно-педагогических кадров вуза с точки зрения полипарадигмальности через теоретические концепции образования в социологическом ракурсе научных трудов ведущих ученых.</p> <p><strong><em>&nbsp;</em></strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Перспективу исследования составляет углубленный анализ проблематики и форм воспроизводства научно-педагогических кадров вуза, а также их роли в развитии общества, что позволяет обозначить необходимые направления в решении проблемы. Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах недостаточно в настоящее время изучены и носят междисциплинарный характер, в связи с чем к управлению данными процессами необходимо подходить комплексно, с точки зрения не только образования, но и социологии, философии, педагогики, истории, экономики и т.&nbsp;д.</p> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> </tbody> </table> Виктория Александровна Смолий, Олеся Евгеньевна Лабадзе, Ольга Михайловна Шевченко, Маргарита Сергеевна Астоянц ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10606 Пнд, 28 Апр 2025 00:00:00 +0300 Академическая культура современного университета: формы субъектности и ИИ-компонент https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10588 <table width="100%"> <tbody> <tr> <td width="48%"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> – рассмотреть особенности проявления контентоцентричности, преподавателецентричности и человекоцентричности в условиях функционирования академической культуры и специфики ИИ-компонента.</p> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td width="48%"> <p><strong><em>Методологическая база исследования. </em></strong>В контексте детерминации характеристик категорий контентоцентричности, преподавателецентричности и человекоцентричности проводится их межсистемный и социально-культурно обоснованный анализ в рамках внутрисистемной изменчивости, а также в рамках концептуализации с ИИ-компонентом.</p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="48%"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong>. В рамках статьи рассматриваются различные формы субъектности, благодаря которым можно предварительно оценить векторы развития современного университета и академической культуры в целом: в частности, выделяются такие формы субъектности, как контентоцентричность и человекоцентричность, характеризуемые как в рамках социокультурного феномена, так и в рамках базисных систем, сферы межсистемных коммуникаций, которые качественно и количественно расширяются посредством вовлечения в их деятельность возможностей искусственного интеллекта.</p> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td width="48%"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong> определяются необходимостью выделения трансферных и трансляционных механизмов взаимосвязи контентоцентричности и человекоцентричности.</p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> </td> </tr> </tbody> </table> Анжела Михайловна Салогуб, Рамазан Гаджикадиевич Раджабов ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10588 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Диалектика дизайна и эргодизайна в рационализации среды жизнедеятельности техногенного мира https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10589 <table width="100%"> <tbody> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Цель исследования </em></strong>– анализ диалектики дизайна и эргодизайна в контексте рационализации среды жизнедеятельности, при этом рассматриваются как традиционные, так и новые научно-философские концепты рациональности, влияющие на проектирование пространств в техногенном мире.</p> </td> </tr> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Методологическая база исследования </em></strong>основывается на междисциплинарном и социоприродном подходах, которые дают возможность рассматривать диалектическое взаимодействие между дизайном и эргодизайном, а также их влиянием на рационализацию техногенным социумом окружающей среды.&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong> подчеркивают необходимость дополнения традиционного понимания рациональности в дизайне эргономическим подходом, приводящим к широкому распространению эргодизайна во все сферы человеческой деятельности.</p> </td> </tr> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Данное исследование является основой для дальнейшего изучения дизайна и эргодизайна в контексте устойчивого развития и формирования гармоничной среды жизнедеятельности.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Елена Александровна Дергачева, Александр Анатольевич Кузьменко ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10589 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Исламский фактор в эскалации палестино-израильского конфликта https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10590 <table width="100%"> <tbody> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Цель исследования </em></strong>–oпределить степень влияния исламского фактора на эскалацию палестино-израильского конфликта.</p> </td> </tr> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Методологическая база исследования. </em></strong>В работе применялись методы сравнительного и системного анализа.</p> </td> </tr> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong>. Анализ ситуации показывает, что полноценный мир и создание суверенного государства Палестина в обозримой перспективе вряд ли возможны.</p> </td> </tr> <tr> <td width="707"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Влияние исламского фактора носит долговременный характер. В этой связи продолжение исследования имеет актуальный характер.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Игорь Прокофьевич Добаев ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10590 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Трансформация жизненного мира человека в цифровом обществе https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10591 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p>Цель исследования <em>– </em>выявить влияние цифровых технологий на жизнь современного человека.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологической базой исследования</em></strong> выступают трансформационный и рискологический подходы, а также положения концепции информационного общества и теории межличностных отношений У.&nbsp;Шутца.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Результаты исследования. Анализ современных тенденций развития общества позволил выявить трансформации в жизненном мире человека цифровой эпохи, связанные с внедрением цифровых технологий в сферы его повседневной жизни и профессиональной деятельности.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Перспективы исследования. Проблема трансформации жизненного мира человека представляет научный и практический интерес в связи с активным внедрением цифровых технологий практически во все сферы общества.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Марина Анатольевна Игошева, Ирина Владимировна Липчанская ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10591 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Инструменты защиты молодежи от негативного воздействия агрессивной цифровой среды https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10592 <table width="101%"> <tbody> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> – анализ воздействия агрессивной цифровой среды на молодежь и разработка инструментов, способных минимизировать негативные эффекты этого влияния. Исследование направлено на выявление рисков, связанных с цифровой социализацией молодежи, и предложений по повышению их информационной безопасности.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Методологическая база исследования </em></strong>основана на комплексном подходе, включающем анализ существующих научных работ, статистических данных и опросов, проведенных среди российских интернет-пользователей. Особое внимание уделяется социологическим и психологическим аспектам влияния цифровой среды, а также методам защиты от деструктивного контента.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong> показывают, что цифровая среда несет значительные риски для молодежи, такие как кибербуллинг, интернет-зависимость и распространение дезинформации. Выявлено, что наиболее уязвимыми к этим рискам являются женщины и молодые люди до 24&nbsp;лет. Исследование также подчеркивает необходимость разработки образовательных программ и повышения медиаграмотности среди молодежи для эффективной защиты от цифровых угроз.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Дальнейшие исследования будут направлены на разработку и внедрение образовательных и законодательных инициатив, способствующих повышению цифровой грамотности и информационной безопасности молодежи. Планируются углубленное изучение влияния социальных сетей на социальное самочувствие молодых людей, а также разработка стратегий для более эффективной профилактики и защиты от агрессивных воздействий цифровой среды.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Вера Ивановна Немчина, Сергей Анатольевич Чурилов ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10592 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Запрос на креатив: эволюция художественного образования на Дону https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10593 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования – </em></strong>рассмотрение возникновения, организации и бытования в Приазовском регионе художественного образования и профессионального изобразительного искусства. &nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования </em></strong>составили малоизвестные исторические факты, материалы научных конференций, литературные источники, периодическая печать, воспоминания соотечественников.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования. </em></strong>На основе исторических фактов автор показал путь становления художественного образования на Дону, познакомил читателей с малоизученной созидательной деятельностью основоположника художественной школы Приазовского региона А.&nbsp;С.&nbsp;Чинёнова и ряда других живописцев, приведшей в ХХI&nbsp;веке к созданию целостной системы образования и открытию Южно-Российского филиала Российской академии художеств.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Данный материал будет полезен для дальнейшего изучения развития школы изобразительного искусства на Юге России.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Любовь Александровна Суркова ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10593 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Научная школа – важнейшая форма существования науки https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10594 <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p>Цель исследования – проанализировать основные направления развития и достижения научной школы Южного федерального университета «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества».</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования</em></strong> составил анализ наукометрических показателей представителей научной школы; количественных данных о защитах кандидатских и докторских диссертаций в диссертационном совете по философским и социологическим наукам на базе Ростовского государственного университета, а затем Южного федерального университета; публикационной активности членов научной школы в рамках реализации грантовой деятельности.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Результаты исследования. Научная школа представлена как уникальный социальный лифт, особая коммуникативная среда и форма научно-исследовательского сотворчества под руководством признанного лидера в целях производства нового научного знания и воспроизводства научных кадров. Автор представил результаты анализа истории становления и развития, состава, организационной структуры, академических связей и интеллектуальных партнеров, международной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности научной школы Южного федерального университета «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества».</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p>Перспективы исследования связаны с дальнейшим исследованием научно-исследовательского и образовательного потенциала научных школ не только в Южном федеральном университете, но и в России в целом.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Юрий Григорьевич Волков ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10594 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Культурология в Южном федеральном (Ростовском государственном) университете: люди и идеи https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10595 <table width="101%"> <tbody> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Цель исследования. </em></strong>Целью исследования выступает реконструкция становления и развития культурологии как самостоятельной области знания, научной и учебной дисциплины, разработанной в Ростовском государственном (Южном федеральном) университете его выдающимися учеными. Эксплицируются фундаментальные идеи Ростовской культурологической школы и их вклад в российское образование.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Методологическая база исследования </em></strong>– деятельностная концепция культуры и «антропологический поворот» в понимании соотношения «натуры» и «культуры», позволяющие акцентировать внимание на человеке как на преобразователе природы, творце и созидателе. Семиотический анализ становится дополнением к деятельностной концепции и позволяет реконструировать основные модели хранения, трансляции и обновления социального опыта.</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong>. Авторы реконструируют идеи выдающихся ученых Ростовской школы – Ю.&nbsp;А.&nbsp;Жданова, В.&nbsp;Е.&nbsp;Давидовича, М.&nbsp;К.&nbsp;Петрова, которые легли в основание науки о культуре. В качестве базовых рассматриваются проблемы развития представлений о культуре, размежевания с философией и перехода к теории культуры, соотношения «природа – человек – культура».</p> </td> </tr> <tr> <td width="50%"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Особое значение имеет науковедческая проблематика, для выделения в качестве основной темы – «европейская культурная традиция и мы», в том числе и для цивилизационного самоопределения России.</p> </td> </tr> </tbody> </table> Геннадий Владимирович Драч, Екатерина Юрьевна Липец ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10595 Втр, 22 Апр 2025 00:00:00 +0300 Социологи об интерпретации образовательной реальности https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10598 Галина Сергеевна Широкалова, Елена Ивановна Пронина ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10598 Срд, 23 Апр 2025 00:00:00 +0300 К 85-летию В. Н. Овчинникова https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10599 _ От редакции ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10599 Срд, 23 Апр 2025 00:00:00 +0300 К 75-летию И. П. Добаева https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10600 _ От редакции ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10600 Срд, 23 Апр 2025 00:00:00 +0300 К 65-летию В. А. Харченко https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10601 _ От редакции ##submission.copyrightStatement## https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10601 Срд, 23 Апр 2025 00:00:00 +0300