Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма

Научная статья
  • Алла Анатольевна Ошкордина Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия al2111la@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0258-8202
    SPIN 5993-0775
  • Надежда Анатольевна Гончарова Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия nadin1325x@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3193-5864
    SPIN 4392-9189
  • Александрина Иосифовна Хаитова Благотворительный фонд «Я особенный», Екатеринбург, Россия ya.haitova@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-1315-0473
    SPIN 3454-5474
Для цитирования
Ошкордина А. А., Гончарова Н. А., Хаитова А. И. Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма // Народонаселение. 2025. Том 28. № 2. С. 117-128. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-117-128 EDN: RRQAVE

Аннотация

В современном обществе проблемы медико-демографического характера выступают на первый план в силу увеличивающегося уровня патологий здоровья населения. На основании проведённых исследований и литературных обзоров распространённость рождения детей с нарушениями аутистического спектра с каждым годом увеличивается, поэтому вопросы лечебно-диагностического и реабилитационного характера являются особенно актуальными с социально-экономической точки зрения развития общества. В статье рассматриваются возможности создания благоприятных условий для организации медико-психологической, педагогической, социальной и образовательной адаптации детей с нарушениями аутистического спектра. Цель исследования заключается в выявлении взаимообусловленной взаимосвязи проведения реабилитационных мероприятий у детей с расстройствами аутистического спектра на их вовлеченность в процесс общественного воспроизводства и повышения показателей медико-демографического характера развития российского общества в будущих периодах времени. На основании сопоставления информационно-аналитической и статистической информации выявлены проблемы финансового регулирования, а также ресурсного обеспечения при внедрении адаптивных и образовательных технологий в реабилитационный процесс у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Определены основные направления в совершенствовании системы предоставления социальных услуг населению с позиций их доступности и качества для сохранения демографического фонда страны, которые способствуют исполнению нацпроектов «Семья», «Продолжительная и активная жизнь» и «Новые технологии сбережения здоровья», а также помогают реализовывать права граждан, создавать новые рабочие места через стимулирование рынка социальных услуг, создание обширной, проникающей системы социального обслуживания, эффективно расходовать бюджетные средства. Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение для организаторов, управленцев и специалистов экономического профиля в области разработки и внедрения медико-реабилитационных, социально-психологических и педагогических технологий и услуг в реабилитационном процессе у детей с РАС.
Ключевые слова:
социально-экономическая эффективность, аутизм, заболеваемость, гарантии, инвалидизация, общественное воспроизводство

Биографии авторов

Алла Анатольевна Ошкордина, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
к.э.н., доцент, доцент
Надежда Анатольевна Гончарова, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
к.ист.н., доцент, доцент
Александрина Иосифовна Хаитова, Благотворительный фонд «Я особенный», Екатеринбург, Россия
директор

Литература

1. Халикова, Д. Р. Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития / Д. Р. Халикова, Е. В. Хилькевич // Аутизм и нарушения развития. — 2022. — Т. 20. — № S2. — С. 4–12. EDN: VEHRHY

2. Сорокин, А. Б. Изучение особенностей поведения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие расстройства в спектре аутизма при помощи плана «Диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 / А. Б. Сорокин, Е. Ю. Давыдова // Аутизм и нарушения развития. — 2017. — Т. 15. — № 2(55). — С. 38–44. EDN: ZMIOMN

3. Манелис, Н. Г. Использование методов модификации поведения для коррекции речевых расстройств у аутичных детей / Н. Г. Манелис // Аутизм и нарушения развития. — 2005. — Т. 3. — № 3. — С. 22–33.

4. Хаустов, А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14. — № 2. — С. 3–12. DOI: 10.17759/autdd.2016140201; EDN: WBDPDF

5. Богдашина, О. Б. Модели организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на западе / О. Б. Богдашина // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14. — № 4. — С. 27–34. EDN: XYFTGH

6. Быстрова, Ю. А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю. А. Быстрова, А. Н. Бражникова, И. В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. — 2023. — Т. 21. — № 4. — С. 52–60. DOI: 10.17759/autdd.2023210406; EDN: TZMERB

7. Рицци, Д. Использование тренировки навыков поведения и других видов манипуляции средовыми факторами для обучения навыкам безопасности подростков с РАС / Д. Рицци, А. Дибари // Аутизм и нарушения развития. — 2019. — Т. 17. — № 3. — С. 12–28. EDN: CSLEQE

8. Мухарямова. Л. М. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов / Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева // Экология человека. — 2021. — Т. 28. — № 1. — С. 45–50. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-1-45-5; EDN: YERITT

9. Зангиева, И. К. Межгрупповые различия в установках к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) / И. К. Зангиева, К. А. Лесных // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 5(159). — С. 559–577. EDN: OXOPMJ

10. Дворянинова, В. В. Когнитивные расстройства у родственников детей, больных ранним детским аутизмом / В. В. Дворянинова, Л. Н. Касимова, Ж. В. Альбицкая // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2017. — № 1(94). — С. 33–34. EDN: YIXOMD

11. Федосеева, Е. С. Особенности эмоционального принятия ребенка с ранним детским аутизмом в системе детско-родительских отношений / Е. С. Федосеева, Т. А. Бондаренко, В. И. Морозова // Современные наукоёмкие технологии. — 2017. — № 3. — С. 107–112. EDN: YIZVPB

12. Горбунова, Е. В. Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма / Е. В. Горбунова, С. К. Хаидов // Акмеология. — 2016. — № 2(58). — С. 119–122. EDN: XCVWFV

13. Хаустов, А. В. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года / А. В. Хаустов, М. А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. — 2022. — Т. 20. — № 3. — С. 6–14. DOI: 10.17759/autdd.2022200301; EDN: FPRFJC
Статья

Поступила: 06.09.2024

Опубликована: 11.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ошкордина, А. А., Гончарова, Н. А., & Хаитова, А. И. (2025). Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма. Народонаселение, 28(2), 117-128. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-117-128
Раздел
КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ