Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма
Научная статья
Для цитирования
Ошкордина А. А., Гончарова Н. А., Хаитова А. И. Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма // Народонаселение. 2025. Том 28. № 2. С. 117-128. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-117-128 EDN: RRQAVE
Аннотация
В современном обществе проблемы медико-демографического характера выступают на первый план в силу увеличивающегося уровня патологий здоровья населения. На основании проведённых исследований и литературных обзоров распространённость рождения детей с нарушениями аутистического спектра с каждым годом увеличивается, поэтому вопросы лечебно-диагностического и реабилитационного характера являются особенно актуальными с социально-экономической точки зрения развития общества. В статье рассматриваются возможности создания благоприятных условий для организации медико-психологической, педагогической, социальной и образовательной адаптации детей с нарушениями аутистического спектра. Цель исследования заключается в выявлении взаимообусловленной взаимосвязи проведения реабилитационных мероприятий у детей с расстройствами аутистического спектра на их вовлеченность в процесс общественного воспроизводства и повышения показателей медико-демографического характера развития российского общества в будущих периодах времени. На основании сопоставления информационно-аналитической и статистической информации выявлены проблемы финансового регулирования, а также ресурсного обеспечения при внедрении адаптивных и образовательных технологий в реабилитационный процесс у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Определены основные направления в совершенствовании системы предоставления социальных услуг населению с позиций их доступности и качества для сохранения демографического фонда страны, которые способствуют исполнению нацпроектов «Семья», «Продолжительная и активная жизнь» и «Новые технологии сбережения здоровья», а также помогают реализовывать права граждан, создавать новые рабочие места через стимулирование рынка социальных услуг, создание обширной, проникающей системы социального обслуживания, эффективно расходовать бюджетные средства. Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение для организаторов, управленцев и специалистов экономического профиля в области разработки и внедрения медико-реабилитационных, социально-психологических и педагогических технологий и услуг в реабилитационном процессе у детей с РАС.
Ключевые слова:
социально-экономическая эффективность, аутизм, заболеваемость, гарантии, инвалидизация, общественное воспроизводство
Литература
1. Халикова, Д. Р. Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития / Д. Р. Халикова, Е. В. Хилькевич // Аутизм и нарушения развития. — 2022. — Т. 20. — № S2. — С. 4–12. EDN: VEHRHY
2. Сорокин, А. Б. Изучение особенностей поведения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие расстройства в спектре аутизма при помощи плана «Диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 / А. Б. Сорокин, Е. Ю. Давыдова // Аутизм и нарушения развития. — 2017. — Т. 15. — № 2(55). — С. 38–44. EDN: ZMIOMN
3. Манелис, Н. Г. Использование методов модификации поведения для коррекции речевых расстройств у аутичных детей / Н. Г. Манелис // Аутизм и нарушения развития. — 2005. — Т. 3. — № 3. — С. 22–33.
4. Хаустов, А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14. — № 2. — С. 3–12. DOI: 10.17759/autdd.2016140201; EDN: WBDPDF
5. Богдашина, О. Б. Модели организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на западе / О. Б. Богдашина // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14. — № 4. — С. 27–34. EDN: XYFTGH
6. Быстрова, Ю. А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю. А. Быстрова, А. Н. Бражникова, И. В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. — 2023. — Т. 21. — № 4. — С. 52–60. DOI: 10.17759/autdd.2023210406; EDN: TZMERB
7. Рицци, Д. Использование тренировки навыков поведения и других видов манипуляции средовыми факторами для обучения навыкам безопасности подростков с РАС / Д. Рицци, А. Дибари // Аутизм и нарушения развития. — 2019. — Т. 17. — № 3. — С. 12–28. EDN: CSLEQE
8. Мухарямова. Л. М. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов / Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева // Экология человека. — 2021. — Т. 28. — № 1. — С. 45–50. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-1-45-5; EDN: YERITT
9. Зангиева, И. К. Межгрупповые различия в установках к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) / И. К. Зангиева, К. А. Лесных // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 5(159). — С. 559–577. EDN: OXOPMJ
10. Дворянинова, В. В. Когнитивные расстройства у родственников детей, больных ранним детским аутизмом / В. В. Дворянинова, Л. Н. Касимова, Ж. В. Альбицкая // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2017. — № 1(94). — С. 33–34. EDN: YIXOMD
11. Федосеева, Е. С. Особенности эмоционального принятия ребенка с ранним детским аутизмом в системе детско-родительских отношений / Е. С. Федосеева, Т. А. Бондаренко, В. И. Морозова // Современные наукоёмкие технологии. — 2017. — № 3. — С. 107–112. EDN: YIZVPB
12. Горбунова, Е. В. Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма / Е. В. Горбунова, С. К. Хаидов // Акмеология. — 2016. — № 2(58). — С. 119–122. EDN: XCVWFV
13. Хаустов, А. В. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года / А. В. Хаустов, М. А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. — 2022. — Т. 20. — № 3. — С. 6–14. DOI: 10.17759/autdd.2022200301; EDN: FPRFJC
2. Сорокин, А. Б. Изучение особенностей поведения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие расстройства в спектре аутизма при помощи плана «Диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 / А. Б. Сорокин, Е. Ю. Давыдова // Аутизм и нарушения развития. — 2017. — Т. 15. — № 2(55). — С. 38–44. EDN: ZMIOMN
3. Манелис, Н. Г. Использование методов модификации поведения для коррекции речевых расстройств у аутичных детей / Н. Г. Манелис // Аутизм и нарушения развития. — 2005. — Т. 3. — № 3. — С. 22–33.
4. Хаустов, А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14. — № 2. — С. 3–12. DOI: 10.17759/autdd.2016140201; EDN: WBDPDF
5. Богдашина, О. Б. Модели организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на западе / О. Б. Богдашина // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14. — № 4. — С. 27–34. EDN: XYFTGH
6. Быстрова, Ю. А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю. А. Быстрова, А. Н. Бражникова, И. В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. — 2023. — Т. 21. — № 4. — С. 52–60. DOI: 10.17759/autdd.2023210406; EDN: TZMERB
7. Рицци, Д. Использование тренировки навыков поведения и других видов манипуляции средовыми факторами для обучения навыкам безопасности подростков с РАС / Д. Рицци, А. Дибари // Аутизм и нарушения развития. — 2019. — Т. 17. — № 3. — С. 12–28. EDN: CSLEQE
8. Мухарямова. Л. М. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов / Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева // Экология человека. — 2021. — Т. 28. — № 1. — С. 45–50. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-1-45-5; EDN: YERITT
9. Зангиева, И. К. Межгрупповые различия в установках к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) / И. К. Зангиева, К. А. Лесных // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 5(159). — С. 559–577. EDN: OXOPMJ
10. Дворянинова, В. В. Когнитивные расстройства у родственников детей, больных ранним детским аутизмом / В. В. Дворянинова, Л. Н. Касимова, Ж. В. Альбицкая // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2017. — № 1(94). — С. 33–34. EDN: YIXOMD
11. Федосеева, Е. С. Особенности эмоционального принятия ребенка с ранним детским аутизмом в системе детско-родительских отношений / Е. С. Федосеева, Т. А. Бондаренко, В. И. Морозова // Современные наукоёмкие технологии. — 2017. — № 3. — С. 107–112. EDN: YIZVPB
12. Горбунова, Е. В. Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма / Е. В. Горбунова, С. К. Хаидов // Акмеология. — 2016. — № 2(58). — С. 119–122. EDN: XCVWFV
13. Хаустов, А. В. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года / А. В. Хаустов, М. А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. — 2022. — Т. 20. — № 3. — С. 6–14. DOI: 10.17759/autdd.2022200301; EDN: FPRFJC

Статья
Поступила: 06.09.2024
Опубликована: 11.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Ошкордина, А. А., Гончарова, Н. А., & Хаитова, А. И. (2025). Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма. Народонаселение, 28(2), 117-128. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-117-128
Раздел
КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ