Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества
Научная статья
Выражение признательности
Исследование выполнено за счёт гранта РНФ (проект № 22–18–00614-П). — URL: https://rscf.ru/project/22–18–00614/.
Для цитирования
Камарова Т. А., Тонких Н. В., Бегичева С. В. Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества // Народонаселение. 2025. Том 28. № 2. С. 145-159. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-145-159 EDN: SLAWXV
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы блогерства как нового феномена в области цифровой коммуникации и социально-трудовой деятельности. Отношение к блогерству у представителей различных поколений неоднозначно, ассоциации, связанные с этим понятием, имеют высокую вариативность и недостаточно изучены. Цель исследования заключается в выявлении различий в мнениях студентов о блогерстве в зависимости от их принадлежности к возрастной группе, к поколению Z или Y. Ключевой исследовательский вопрос — воспринимается ли блогерство преимущественно как профессия или как хобби. Следует отметить, что профессия предполагает наличие соответствующего профессионального образования (диплома), и в нашей стране процесс обучения данной специальности находится на начальной стадии. В то же время блогерство может рассматриваться как форма трудовой деятельности как для лиц с профессиональным образованием, так и для тех, кто его не имеет. Объектом изучения является студенческая молодёжь поколений Z (зумеры) и Y (миллениалы). Эмпирической базой послужили данные опроса среди студентов-бакалавров (N = 539 человек). Полученные результаты показали наличие различий в представлениях о блогерстве в зависимости от возраста. Так, 51% представителей поколения Z рассматривают блогерство как трудовую деятельность, в то время как 29% считают его хобби. У представителей поколения Y мнения противоположны: 20% считают блогерство трудовой деятельностью, а 48% — хобби. Выявлены основные привлекательные аспекты блогерства как новой формы занятости: возможность заниматься любимым делом, самореализация, удалённая работа и гибкий график. Поколения Z и Y согласны с тем, что условия работы блогером способствуют достижению баланса между работой и личной жизнью. Основные недостатки профессионального блогерства связаны с неустойчивостью условий самозанятости: трудовой и финансовой нестабильностью, а также сверхзанятостью. Установлено, что поколенческие различия в восприятии блогерства как трудовой деятельности не влияют на мотивацию его выбора: 25% представителей поколения Z и 22% поколения Y хотели бы стать блогерами. Результаты исследования имеют теоретическое значение для специалистов, занимающихся новыми формами занятости. В практическом плане представляется перспективным развитие правового статуса блогерства и разработка образовательных и профессиональных стандартов для этой деятельности.
Ключевые слова:
блогер, профессия, хобби, социальные сети, цифровизация, поколение Y, поколение Z, баланс между работой и личной жизнью
Литература
1. Симонова, А. А. Феномен блогерства в контексте новых форм удалённой занятости / А. А. Симонова, В. В. Пить // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2023. — Т. 9. — № 1. — С. 135–143. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-2; EDN: WUBBYM
2. Ушанов, П. В. Русскоязычная блогосфера: традиции и инновации в политической коммуникации / П. В. Ушанов // Россия и АТР. — 2023. — № 4(122). — С. 37–49. DOI: 10.24412/1026-8804-2023-4-37-49; EDN: PWGKFY
3. Мацнева, М. А. Блогинг как новая коммуникативная практика / М. А. Мацнева // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. — 2023. — № 4(125). — С. 7–16. EDN: VZYGSK
4. Андрияшина, А. А. Направления и перспективы развития международного Интернет-маркетинга / А. А. Андрияшина // Журнал социологических исследований. — 2024. — Т. 9. — № 1. — С. 78–82. EDN: TBGPRG
5. Карпыкбаева, А. Б. Маркетинг влияния (Influencer-маркетинг) как стратегия бренда / А. Б. Карпыкбаева // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 4. — С. 16–19. EDN JWWILJ
6. Костин, Д. М. Блогер как инструмент построения личного бренда персоны и репутации компании: тенденции и перспективы / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 18–27. EDN: UCYNHB
7. Котенева, А. П. Влияние блогеров и знаменитостей на осведомлённость о продукции: анализ и перспективы / А. П. Котенева // Вестник науки. — 2023. — Т. 1. — № 12(69). — С. 133–138. EDN: MNFWAY
8. Александровский, С. В. Как лидеры мнений помогают брендам на рынке общественного питания / С. В. Александровский, О. С. Силкина // Информационное общество. — 2021. — № 1. — С. 2–14. DOI: 10.52605/16059921_2021_01_02; EDN: UEBMHD
9. Cooley, D. The effect of social media on perceived information credibility and decision making / D. Cooley, R. Parks-Yancy // Journal of Internet Commerce. — 2019. — Vol. 18. — Iss. 3. — Р. 249–269. DOI: 10.1080/15332861.2019.1595362
10. Утегенова, В. Б. Привлечение инфлюенсеров (блогеров) для продвижения товаров или услуг бизнеса / В. Б. Утегенова, Ю. А. Шумилова // Бренд-менеджмент пространств: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 20–21 мая 2021 г.). — Тюмень : Тюменский государственный университет, 2021. — С. 125–134. EDN: SKXUYO
11. Галанова, А. В. Влияние социальных сетей на цены акций производителей одежды / А. В. Галанова, Д. И. Епифанова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2022. — № 2. — С. 71–93. DOI: 10.38050/01300105202224; EDN: EATNTE
12. Габитова, Э. Ф. Блогеры как дополнительный источник дохода для бюджета / Э. Ф. Габитова // Совершенствование налогового администрирования: материалы Пятой научно-практической конференции (Уфа, 10 декабря 2020 г.). — Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. — С. 227–229. EDN: WQXASM
13. Костин, Д. М. Необходимость легализации деятельности блогеров в России / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 12–18. EDN: TFSPFE
14. Белякова, С. В. Блогерство как профессия XXI века / С. В. Белякова, А. С. Колотова, А. А. Попова // Наука и образование. — 2021. — Т. 4. — № 2. — Порядковый № 576. EDN: ROJJSQ
15. Виноградова, К. Е. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга / К. Е. Виноградова, О. В. Воронина // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля 2023 г.). — Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2023. — С. 156–158. EDN: KGTMZT
16. Fulton, J. Media entrepreneurship: preparing students for work in a creative profession / J. Fulton // Australian Journalism Review. — 2019. — Vol. 41. — Iss. 1. — Р. 67–83. DOI: 10.1386/ajr.41.1.67_1
17. Авакимова, Е. А. Блогерство как форма сетевой журналистики: теоретический аспект / Е. А. Авакимова // Научный аспект. — 2024. — Т. 26. — № 2. — С. 3220–3225. EDN: MIIRTW
18. Кожемякин, Е. А. Блоги как средство журналистской коммуникации / Е. А. Кожемякин, А. А. Попов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 6(125). — С. 148–155. EDN: RMTXYT
19. Долгорукова, И. В. Факторы конструирования блоггинга в профессиональной структуре российского общества / И. В. Долгорукова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2023. — № 4(108). — С. 23–27. DOI: 10.24158/spp.2023.4.2; EDN: KHFFNG
20. Миронова, О. А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений / О. А. Миронова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1(65). — С. 51–63. EDN: ZCULPN
2. Ушанов, П. В. Русскоязычная блогосфера: традиции и инновации в политической коммуникации / П. В. Ушанов // Россия и АТР. — 2023. — № 4(122). — С. 37–49. DOI: 10.24412/1026-8804-2023-4-37-49; EDN: PWGKFY
3. Мацнева, М. А. Блогинг как новая коммуникативная практика / М. А. Мацнева // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. — 2023. — № 4(125). — С. 7–16. EDN: VZYGSK
4. Андрияшина, А. А. Направления и перспективы развития международного Интернет-маркетинга / А. А. Андрияшина // Журнал социологических исследований. — 2024. — Т. 9. — № 1. — С. 78–82. EDN: TBGPRG
5. Карпыкбаева, А. Б. Маркетинг влияния (Influencer-маркетинг) как стратегия бренда / А. Б. Карпыкбаева // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 4. — С. 16–19. EDN JWWILJ
6. Костин, Д. М. Блогер как инструмент построения личного бренда персоны и репутации компании: тенденции и перспективы / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 18–27. EDN: UCYNHB
7. Котенева, А. П. Влияние блогеров и знаменитостей на осведомлённость о продукции: анализ и перспективы / А. П. Котенева // Вестник науки. — 2023. — Т. 1. — № 12(69). — С. 133–138. EDN: MNFWAY
8. Александровский, С. В. Как лидеры мнений помогают брендам на рынке общественного питания / С. В. Александровский, О. С. Силкина // Информационное общество. — 2021. — № 1. — С. 2–14. DOI: 10.52605/16059921_2021_01_02; EDN: UEBMHD
9. Cooley, D. The effect of social media on perceived information credibility and decision making / D. Cooley, R. Parks-Yancy // Journal of Internet Commerce. — 2019. — Vol. 18. — Iss. 3. — Р. 249–269. DOI: 10.1080/15332861.2019.1595362
10. Утегенова, В. Б. Привлечение инфлюенсеров (блогеров) для продвижения товаров или услуг бизнеса / В. Б. Утегенова, Ю. А. Шумилова // Бренд-менеджмент пространств: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 20–21 мая 2021 г.). — Тюмень : Тюменский государственный университет, 2021. — С. 125–134. EDN: SKXUYO
11. Галанова, А. В. Влияние социальных сетей на цены акций производителей одежды / А. В. Галанова, Д. И. Епифанова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2022. — № 2. — С. 71–93. DOI: 10.38050/01300105202224; EDN: EATNTE
12. Габитова, Э. Ф. Блогеры как дополнительный источник дохода для бюджета / Э. Ф. Габитова // Совершенствование налогового администрирования: материалы Пятой научно-практической конференции (Уфа, 10 декабря 2020 г.). — Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. — С. 227–229. EDN: WQXASM
13. Костин, Д. М. Необходимость легализации деятельности блогеров в России / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 12–18. EDN: TFSPFE
14. Белякова, С. В. Блогерство как профессия XXI века / С. В. Белякова, А. С. Колотова, А. А. Попова // Наука и образование. — 2021. — Т. 4. — № 2. — Порядковый № 576. EDN: ROJJSQ
15. Виноградова, К. Е. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга / К. Е. Виноградова, О. В. Воронина // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля 2023 г.). — Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2023. — С. 156–158. EDN: KGTMZT
16. Fulton, J. Media entrepreneurship: preparing students for work in a creative profession / J. Fulton // Australian Journalism Review. — 2019. — Vol. 41. — Iss. 1. — Р. 67–83. DOI: 10.1386/ajr.41.1.67_1
17. Авакимова, Е. А. Блогерство как форма сетевой журналистики: теоретический аспект / Е. А. Авакимова // Научный аспект. — 2024. — Т. 26. — № 2. — С. 3220–3225. EDN: MIIRTW
18. Кожемякин, Е. А. Блоги как средство журналистской коммуникации / Е. А. Кожемякин, А. А. Попов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 6(125). — С. 148–155. EDN: RMTXYT
19. Долгорукова, И. В. Факторы конструирования блоггинга в профессиональной структуре российского общества / И. В. Долгорукова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2023. — № 4(108). — С. 23–27. DOI: 10.24158/spp.2023.4.2; EDN: KHFFNG
20. Миронова, О. А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений / О. А. Миронова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1(65). — С. 51–63. EDN: ZCULPN

Статья
Поступила: 19.08.2024
Опубликована: 16.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Камарова, Т. А., Тонких, Н. В., & Бегичева, С. В. (2025). Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества. Народонаселение, 28(2), 145-159. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-145-159
Раздел
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ