Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества

Научная статья
  • Татьяна Александровна Камарова Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия kta@usue.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-0087-9310
    SPIN 4255-7664
  • Наталья Владимировна Тонких Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия tonkihnv@usue.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-2957-7607
    SPIN 7756-5209
  • Светлана Викторовна Бегичева Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия begichevas@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0551-1622
    SPIN 1924-9572
Выражение признательности
Исследование выполнено за счёт гранта РНФ (проект № 22–18–00614-П). — URL: https://rscf.ru/project/22–18–00614/.
Для цитирования
Камарова Т. А., Тонких Н. В., Бегичева С. В. Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества // Народонаселение. 2025. Том 28. № 2. С. 145-159. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-145-159 EDN: SLAWXV

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы блогерства как нового феномена в области цифровой коммуникации и социально-трудовой деятельности. Отношение к блогерству у представителей различных поколений неоднозначно, ассоциации, связанные с этим понятием, имеют высокую вариативность и недостаточно изучены. Цель исследования заключается в выявлении различий в мнениях студентов о блогерстве в зависимости от их принадлежности к возрастной группе, к поколению Z или Y. Ключевой исследовательский вопрос — воспринимается ли блогерство преимущественно как профессия или как хобби. Следует отметить, что профессия предполагает наличие соответствующего профессионального образования (диплома), и в нашей стране процесс обучения данной специальности находится на начальной стадии. В то же время блогерство может рассматриваться как форма трудовой деятельности как для лиц с профессиональным образованием, так и для тех, кто его не имеет. Объектом изучения является студенческая молодёжь поколений Z (зумеры) и Y (миллениалы). Эмпирической базой послужили данные опроса среди студентов-бакалавров (N = 539 человек). Полученные результаты показали наличие различий в представлениях о блогерстве в зависимости от возраста. Так, 51% представителей поколения Z рассматривают блогерство как трудовую деятельность, в то время как 29% считают его хобби. У представителей поколения Y мнения противоположны: 20% считают блогерство трудовой деятельностью, а 48% — хобби. Выявлены основные привлекательные аспекты блогерства как новой формы занятости: возможность заниматься любимым делом, самореализация, удалённая работа и гибкий график. Поколения Z и Y согласны с тем, что условия работы блогером способствуют достижению баланса между работой и личной жизнью. Основные недостатки профессионального блогерства связаны с неустойчивостью условий самозанятости: трудовой и финансовой нестабильностью, а также сверхзанятостью. Установлено, что поколенческие различия в восприятии блогерства как трудовой деятельности не влияют на мотивацию его выбора: 25% представителей поколения Z и 22% поколения Y хотели бы стать блогерами. Результаты исследования имеют теоретическое значение для специалистов, занимающихся новыми формами занятости. В практическом плане представляется перспективным развитие правового статуса блогерства и разработка образовательных и профессиональных стандартов для этой деятельности.
Ключевые слова:
блогер, профессия, хобби, социальные сети, цифровизация, поколение Y, поколение Z, баланс между работой и личной жизнью

Биографии авторов

Татьяна Александровна Камарова, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
к.э.н., доцент
Наталья Владимировна Тонких, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
к.э.н., доцент, зав. лабораторией
Светлана Викторовна Бегичева, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
к.э.н., доцент, доцент

Литература

1. Симонова, А. А. Феномен блогерства в контексте новых форм удалённой занятости / А. А. Симонова, В. В. Пить // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2023. — Т. 9. — № 1. — С. 135–143. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-2; EDN: WUBBYM

2. Ушанов, П. В. Русскоязычная блогосфера: традиции и инновации в политической коммуникации / П. В. Ушанов // Россия и АТР. — 2023. — № 4(122). — С. 37–49. DOI: 10.24412/1026-8804-2023-4-37-49; EDN: PWGKFY

3. Мацнева, М. А. Блогинг как новая коммуникативная практика / М. А. Мацнева // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. — 2023. — № 4(125). — С. 7–16. EDN: VZYGSK

4. Андрияшина, А. А. Направления и перспективы развития международного Интернет-маркетинга / А. А. Андрияшина // Журнал социологических исследований. — 2024. — Т. 9. — № 1. — С. 78–82. EDN: TBGPRG

5. Карпыкбаева, А. Б. Маркетинг влияния (Influencer-маркетинг) как стратегия бренда / А. Б. Карпыкбаева // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 4. — С. 16–19. EDN JWWILJ

6. Костин, Д. М. Блогер как инструмент построения личного бренда персоны и репутации компании: тенденции и перспективы / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 18–27. EDN: UCYNHB

7. Котенева, А. П. Влияние блогеров и знаменитостей на осведомлённость о продукции: анализ и перспективы / А. П. Котенева // Вестник науки. — 2023. — Т. 1. — № 12(69). — С. 133–138. EDN: MNFWAY

8. Александровский, С. В. Как лидеры мнений помогают брендам на рынке общественного питания / С. В. Александровский, О. С. Силкина // Информационное общество. — 2021. — № 1. — С. 2–14. DOI: 10.52605/16059921_2021_01_02; EDN: UEBMHD

9. Cooley, D. The effect of social media on perceived information credibility and decision making / D. Cooley, R. Parks-Yancy // Journal of Internet Commerce. — 2019. — Vol. 18. — Iss. 3. — Р. 249–269. DOI: 10.1080/15332861.2019.1595362

10. Утегенова, В. Б. Привлечение инфлюенсеров (блогеров) для продвижения товаров или услуг бизнеса / В. Б. Утегенова, Ю. А. Шумилова // Бренд-менеджмент пространств: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 20–21 мая 2021 г.). — Тюмень : Тюменский государственный университет, 2021. — С. 125–134. EDN: SKXUYO

11. Галанова, А. В. Влияние социальных сетей на цены акций производителей одежды / А. В. Галанова, Д. И. Епифанова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2022. — № 2. — С. 71–93. DOI: 10.38050/01300105202224; EDN: EATNTE

12. Габитова, Э. Ф. Блогеры как дополнительный источник дохода для бюджета / Э. Ф. Габитова // Совершенствование налогового администрирования: материалы Пятой научно-практической конференции (Уфа, 10 декабря 2020 г.). — Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. — С. 227–229. EDN: WQXASM

13. Костин, Д. М. Необходимость легализации деятельности блогеров в России / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 12–18. EDN: TFSPFE

14. Белякова, С. В. Блогерство как профессия XXI века / С. В. Белякова, А. С. Колотова, А. А. Попова // Наука и образование. — 2021. — Т. 4. — № 2. — Порядковый № 576. EDN: ROJJSQ

15. Виноградова, К. Е. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга / К. Е. Виноградова, О. В. Воронина // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля 2023 г.). — Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2023. — С. 156–158. EDN: KGTMZT

16. Fulton, J. Media entrepreneurship: preparing students for work in a creative profession / J. Fulton // Australian Journalism Review. — 2019. — Vol. 41. — Iss. 1. — Р. 67–83. DOI: 10.1386/ajr.41.1.67_1

17. Авакимова, Е. А. Блогерство как форма сетевой журналистики: теоретический аспект / Е. А. Авакимова // Научный аспект. — 2024. — Т. 26. — № 2. — С. 3220–3225. EDN: MIIRTW

18. Кожемякин, Е. А. Блоги как средство журналистской коммуникации / Е. А. Кожемякин, А. А. Попов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 6(125). — С. 148–155. EDN: RMTXYT

19. Долгорукова, И. В. Факторы конструирования блоггинга в профессиональной структуре российского общества / И. В. Долгорукова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2023. — № 4(108). — С. 23–27. DOI: 10.24158/spp.2023.4.2; EDN: KHFFNG

20. Миронова, О. А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений / О. А. Миронова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1(65). — С. 51–63. EDN: ZCULPN
Статья

Поступила: 19.08.2024

Опубликована: 16.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Камарова, Т. А., Тонких, Н. В., & Бегичева, С. В. (2025). Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества. Народонаселение, 28(2), 145-159. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-145-159
Раздел
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ