Репетиторство как вид неформальной занятости на цифровых платформах

Научная статья
  • Галина Валентиновна Леонидова Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия; Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия galinaleonidova@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-0361-2099
    SPIN 4472-8830
  • Гузель Римовна Баймурзина Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия; ИС ФНИСЦ РАН, Москва, Россия guzrim@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-1844-2689
    SPIN 3325-3020
  • Елена Владимировна Кабашова Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия e_kabashova@bk.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0948-3518
    SPIN 8300-7547
Выражение признательности
Исследование выполнено за счёт гранта РНФ (проект № 23–18–00775). — URL : https://rscf.ru/project/23–18–00775/.
Для цитирования
Леонидова Г. В., Баймурзина Г. Р., Кабашова Е. В. Репетиторство как вид неформальной занятости на цифровых платформах // Народонаселение. 2025. Том 28. № 3. С. 186-200. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-3-186-200 EDN: GGORYA

Аннотация

В статье рассматривается репетиторство как вид неформальной занятости, значительная часть которого переместилась в цифровое пространство и продолжает расширяться. Цель исследования — анализ репетиторства в контексте основных форм его проявления, оценка распространённости явления в регионах. Эмпирической базой исследования послужил банк резюме репетиторов цифровой платформы труда (Profi.ru), полученных с помощью парсинга. В рамках исследования проанализирован рынок репетиторских услуг в разрезе наиболее распространённых и востребованных дисциплин — математика, литература, английский и русский языки. Основное внимание сосредоточено на оценке численности репетиторов и её взаимосвязи с уровнем социально-экономического развития регионов; выделении общих и особенных черт данного явления. Исследование показало: 1) значительные масштабы рынка репетиторских услуг; 2) сопоставимость социально-демографического профиля репетиторов с результатами других исследований, реализованных разными социологическими методами; 3) связь между уровнем социально-экономического развития региона и распространённостью репетиторства; 4) неравномерное представительство репетиторов в разных регионах России. Установлены общие для исследуемых регионов России закономерности: 1) концентрация репетиторов в столичных городах России и близлежащих областях; 2) стабильность состава регионов-лидеров по численности репетиторов по всем предметам преподавания (на 6 из 14 обследованных территорий приходится около 70% репетиторов); 3) примерно равномерное распределение респондентов по анализируемым предметам во всех регионах, отобранных для анализа; 4) меньшее представительство репетиторов по русскому языку и литературе, чем по математике и английскому языку.
Ключевые слова:
репетиторство, неформальный сектор, платформенная занятость, стоимость репетиторских услуг, дисциплины, репетиторские услуги, парсинг данных, регион

Биографии авторов

Галина Валентиновна Леонидова, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия; Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия
к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник
Гузель Римовна Баймурзина, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия; ИС ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник, Уфимский университет науки и технологий; ведущий научный сотрудник, ИС ФНИСЦ РАН
Елена Владимировна Кабашова, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник

Литература

1. Поначугин, А. В. Организация репетиторства в условиях цифровизации / А. В. Поначугин, В. А. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2023. — Т. 2. — № 1. — С. 157–162. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.01.02.021; EDN: WXKJQV

2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова. — Москва : Новь, 1999. — 535 с.

3. Hajar, A. Primary School Students’ Experiences of English Private Tutoring in Uzbekistan Using Participatory Methods / А. Hajar, А. Tabaeva // Asia-Pacific Edu Res. — 2024. — Vol. 33. — Р. 1501– 1514. DOI: 10.1007/s40299-024-00830-9

4. Gupta, A. Exposing the «shadow»: an empirical scrutiny of the «shadowing process» of private tutoring in India / А. Gupta // Educational Review. — 2021. — Vol. 75. — No. 3. — P. 394–410. DOI: 10.1080/00131911.2021.1931038

5. Макеев, П. А. Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ / П. А. Макеев // Журнал институциональных исследований. — 2019. — Т. 11. — № 4. — С. 106–120. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.106-120; EDN: IBZAOF

6. Zhang, W. Taming the Wild Horse of Shadow Education: The Global Expansion of Private Tutoring and Regulatory Responses / W. Zhang. — 2023. — 170 p. DOI: 10.4324/9781003318453

7. Смирнова, Ю. А. Школьные учителя-полупрекарии: типология на примере педагогов-лингвистов / Ю. А. Смирнова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2022. — № 1(846). — С. 136–143. DOI: 10.52070/2500-347X_2022_1_846_136; EDN: FHXOZP

8. Чеснокова, Л. В. Репетиторство как социально-образовательный феномен / Л. В. Чеснокова, О. С. Барсукова // Инновационное образование и экономика. — 2021. — № 25. — С. 16–21. DOI: 10.55224/26203_2021_25_16; EDN: NBXVFO

9. Санников, Д. А. Репетиторство как вид педагогической деятельности / Д. А. Санников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2021. — № 199. — С. 189–195. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-199-189-195; EDN: LBYQMS

10. Макеев, П. А. Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать / П. А. Макеев // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2020. — Т. 23. — № 3. — С. 100–121. DOI: 10.31119/jssa.2020.23.3.5; EDN: EQQRGY

11. Чертакова, Е. М. Правовое регулирование репетиторской деятельности в целях предупреждения мошенничества / Е. М. Чертакова, М. А. Завадская // Молодой ученый. — 2022. — № 19(414). — С. 342–347. EDN: WWZGEY

12. Фурсова, В. В. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования / В. В. Фурсова, Д. Х. Ханнанова. — Москва : Директмедиа Паблишинг, 2013. — 324 с. EDN: SULTDX

13. Злоказова, Ю. В. Теневая экономика в высшем образовании: теоретические и методологические подходы к исследованию / Ю. В. Злоказова // Муниципалитет: экономика и управление. — 2020. — № 4(33). — С. 65–74. EDN: LINKHG

14. Зотова, Т. А. Теневое экономическое поведение в российском образовании: роль институциональных изменений / Т. А. Зотова // Ректор ВУЗа. — 2016. — № 7. — С. 14–17. EDN: YOGVAL

15. Petsiotis, K. Thirty-one and counting in the shadow: A teacher’s autoethnography / К. Petsiotis // Studies in Technology Enhanced Learning. — 2022. — Vol. 2(3). — URL : https://stel.pubpub.org/pub/02–03-petsiotis-2022 (дата обращения: 10.08.2024). DOI: 10.21428/8c225f6e.94efbb46

16. Жуковска, А. А. Репетитор и/или индивидуальный преподаватель / А. А. Жуковска // Проблемы современного образования. — 2021. — № 4. — С. 164–170. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-164-170; EDN QPZZIX

17. Гордейчик, Е. А. Проблема образовательного неравенства: опыт современной России / Е. А. Гордейчик // Сибирь гуманитарная. — 2023. — № 3(3). — С. 54–63. DOI: 10.32324/2949-1568-2023-3-54-63; EDN: FKEKCK

18. Абанкина, И. В. Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? / И. В. Абанкина, Ю. Ю. Белова, К. В. Зиньковский [и др.] // Вопросы образования. — 2022. — № 4. — С. 8–32. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-4-8-32; EDN: NOOQET

19. Донецкая, С. С. Предпринимательство или стратегия выживания? Профессиональные характеристики и устремления современного российского репетитора / С. С. Донецкая, В. А. Третьякова // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2023. — № 3(71). — С. 86–93. DOI: 10.52452/18115942_2023_3_86; EDN: PKVQAE

20. Донецкая, С. С. Современный российский репетитор: профессиональный портрет, стимулы и стратегии деятельности / С. С. Донецкая, В. А. Третьякова, В. В. Тарутина // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2023. — Т. 26. — № 2. — С. 88–109. DOI: 10.31119/jssa.2023.26.2.5; EDN: TKPPDQ
Статья

Поступила: 23.10.2024

Опубликована: 23.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Леонидова, Г. В., Баймурзина, Г. Р., & Кабашова, Е. В. (2025). Репетиторство как вид неформальной занятости на цифровых платформах. Народонаселение, 28(3), 186-200. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-3-186-200
Раздел
КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ