Заработная плата в общем образовании в регионах России
-
Арсений Леонидович Синица
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
sinitsa@econ.msu.ru
Elibrary Author_id 574240Для цитированияСиница А. Л. Заработная плата в общем образовании в регионах России // Народонаселение. 2019. Том 22. № 2. С. 78-90. DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00017
Аннотация
Одной из функций социального государства является обеспечение достойной заработной платы за труд. Особенно это актуально для наиболее важных социальных сфер — здравоохранения и образования. В последние годы повышение заработной платы педагогических работников стало одной из важнейших тем, но пока проблема все еще далека от решения. Целью статьи является анализ уровня заработной платы педагогических работников в муниципальных школах в 2013–2017 гг. в субъектах РФ с разным экономическим развитием. В качестве основных показателей были выбраны номинальная среднемесячная оплата труда педагогических работников, их заработная плата по отношению к средней заработной плате по региону и заработная плата по соотношению с прожиточным минимумом трудоспособного населения. На основе кластерного анализа по методу Уорда для двух первых показателей были созданы картограммы, в которых представлена их динамика. Проведенный анализ показал, что за рассматриваемый период заработная плата педагогических работников росла меньшими темпами по сравнению со средней заработной платой по стране в целом и в большинстве субъектов РФ. Экономическое развитие региона оказывает заметное влияние на уровень заработной платы педагогических работников. В финансовых центрах, промышленно развитых и добывающих регионах оплата труда учителей росла быстрее. В результате межрегиональная дифференциация заработной платы учителей общеобразовательных школ возросла. Это свидетельствует о том, что государственная политика, направленная на повышение заработной платы в системе общего образования, не достигает своей цели и для этого необходимо увеличение государственного финансирования общего образования.Ключевые слова:рынок труда, педагогические работники, заработная плата, общее образование, региональная дифференциация, экономика образованияБиография автора
Арсений Леонидович Синица, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносовак.э.н., научный сотрудник лаборатории экономического образования экономического факультетаЛитература
Поташник М. М., Соложин А. В. Не хлебом единым // Народное образование. — 2011. — № 10. — С. 106–111.
Голяшев А. В., Григорьев Л. М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003– 2013 годах. — М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2014. — 48 с.
Типенко Н. Г. Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги// Уровень жизни населения регионов России. — 2011. — № 2. — С. 31–41.
Типенко Н. Г. Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы // Вопросы образования. — 2014. — № 4 — С. 148–168.
Новаковская О. А., Шадрина Н. М. Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 10–2. — С. 143–147.
Родина Н. В. Межрегиональные различия в заработной плате педагогов до и после принятия указов о повышении оплаты труда // Вопросы образования. — 2014. — № 1. — С. 64–79.
Деркачев П. В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. — 2014. — № 4. — С. 128–147.Форматы цитированияРазделОПЛАТА ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ