Влияние социальных медиа на формирование финансово грамотного поведения молодежи

Научная статья
  • Наталья Валерьевна Аликперова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия natalie_danilina@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-5028-078X
    elibrary Author_id 754213
    ResearchID S-1899-2018
  • Кристина Валерьевна Виноградова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия ms.kris100@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-8857-8135
    elibrary Author_id 976134
    ResearchID X-8390-2018
Выражение признательности
Исследование выполнено в рамках НИР по Государственному заданию «Анализ деятельности населения регионов России в сферах финансового поведения, распространения информационных технологий, естественного и миграционного движения» № 0165-2018-0005.
Для цитирования
Аликперова Н. В., Виноградова К. В. Влияние социальных медиа на формирование финансово грамотного поведения молодежи // Народонаселение. 2021. Том 24. № 1. С. 33-43. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.4

Аннотация

Интернет в современном мире является неотъемлемой частью формирования культуры и образовательного потенциала общества. Актуальность изучения его влияния на индивида и социальные слои общества обуславливается его структурно-функциональными возможностями: по сути, он становится институтом социализации новых поколений, активно встраиваемым и в образовательные системы. С позиции науки важно понимать, какое влияние интернет оказывает на формирование у молодежи базисных ценностей, культурных особенностей, установок, в частности, в области финансового поведения. Целью данного исследования выступает попытка обосновать роль и влияние социальных медиа на формирование моделей финансово грамотного поведения молодых людей (на примере Москвы). В качестве основных методов исследования использовались контент-анализ социальных медиа, в частности, социальной сети Инстаграм (анализа контента блогеров, позиционирующих себя как экспертов в области управления финансами), а также массовый опрос молодежи и глубинные структурированные интервью с экспертами в области финансового рынка и финансового поведения. Результаты исследования позволяют судить о наличии се­рьезного влияния на формирование финансовой культуры и финансового поведения молодежи того контента, который является популярным в социальных медиа, а также популярности самих социальных сетей как источника для «добычи» информации в области экономики и финансов. Это необходимо учитывать при разработке политики в отношении деятельности социальных медиа, в частности, блогеров в области просветительской, консультационной, коммерческой и иных видах деятельности, связанной с повышением финансовой грамотности, культуры и формированием различных моделей финансового поведения молодежи на предмет нормативно-правового регулирования такой деятельности, поскольку транслируемый контент напрямую влияет на практический выбор и повседневную деятельность молодых людей.
Ключевые слова:
финансовое поведение, финансово грамотное поведение, социальные медиа, социальные сети, молодежь, финансовая грамотность

Биографии авторов

Наталья Валерьевна Аликперова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Кристина Валерьевна Виноградова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудник

Литература

1. Гуреева, А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды / А. Н. Гуреева // Вестник московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2016. — № 6. — С. 192-208.

2. Волосников, Р.А. Влияние социальных медиа на формирование и функционирование общественного мнения / Р. А. Волосников // Социологический альманах. — 2019. — № 10. — С. 82-90.

3. Ушкин, С.Г. Влияние виртуальных социальных сетей на протестную активность в российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Ушкин Сергей Геннадьевич; Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. — Саранск, 2015. — 25 с.

4. Попова, Ю.А. Информационные технологии в системе формирования общественного мнения / Ю. А. Попова // Психология, социология и педагогика: электрон. науч. — практ. журнал. — URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5560 /(дата обращения:10.01.2021).

5. Шведова, Д.И. Влияние социальных сетей на формирование общественного мнения / Д. И. Шведова // Молодежный научно-технический вестник: электрон. журнал. — URL: http://sntbul.bmstu.ru/doc/823670.html./ (дата обращения: 10.01.2021).

6. Кимура, Т. Интернет, СМИ и общественное мнение в Японии (Ч. 1) / Т. Кимура // Nippon.com: [сайт]. — URL: http://www.nippon.com/ru/currents/d00333/ (дата обращения: 10.01.2021).

7. Хьюз, Б. О роли социальных сетей в формировании общественного мнения / Б. Хьюз // RamblerNewsService: [сайт]. — URL: https://rns.online/opinions/O-roli-sotsialn/ (дата обращения: 10.01.2021).

8. Капралова, С.В. Прогресс информационно-компьютерных технологий и развитие интернета как факторы формирования общественного мнения / С. В. Капралова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 4(20). — С. 169-172.

9. Ячменева, М.В. Влияние социальных медиа на формирование семейных и гражданских ценностей молодежи в современной России: опыт социологического исследования / М. В. Ячменева // Управление устойчивым развитием. — 2019. — № 3(22). — С. 83-88.

10. Furnham, А. Your money or your life: behavioral and emotional predictors of money pathology / А. Furnham, R. Оkamura // Human relations. 1999. — Vol. 52. — No. 9. Sept. — P. 1157-1177.

11. Максименко, А. А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги / А. А. Максименко // Социологические исследования. — 2005. — № 7. — С. 131-133.
Статья

Поступила: 17.01.2021

Опубликована: 19.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Аликперова, Н. В., & Виноградова, К. В. (2021). Влияние социальных медиа на формирование финансово грамотного поведения молодежи. Народонаселение, 24(1), 33-43. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.4
Раздел
УРОВЕНЬ, КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ