Современная гендерная политика в России и Китае

Научная статья
  • Марина Васильевна Беликова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия beladm09@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-9547-4502
    Elibrary Author_id 272097
  • Гарольд Игоревич Латинов Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия garold@bk.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3099-8281
Для цитирования
Беликова М. В., Латинов Г. И. Современная гендерная политика в России и Китае // Народонаселение. 2021. Том 24. № 3. С. 151-161. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.3.12

Аннотация

Проблемы выстраивания и реализации самоидентичности мужчин и женщин через практику гендерного просветительского образования в разной степени актуальны для всех стран и культур. В статье предпринимается попытка провести сравнительный анализ гендерной политики в России и Китае на современном этапе по двум аспектам: просвещение в области равенства прав и возможностей мужчин и женщин; коррекция гендерных стереотипов и предубеждений. Специфика подхода к решению гендерных проблем коррелирует с национально-культурными, политическими, религиозными, этическими особенностями российского и китайского народов. И в России, и в Китае нормы и принципы взаимодействия мужчин и женщин, как и равенство их прав и возможностей в социальной жизни, формально признаны обществом и узаконены, что способствует распространению эгалитарных установок и отношений. Однако в жизни граждан обоих государств зачастую проявляется декларативный характер этого признания. Тем не менее, в российском и китайском обществе (в каждом — по-своему) преодолеваются традиционные гендерные стереотипы, власти пытаются расширять законодательную базу по вопросам гендерного равенства мужчин и женщин, привлекать административные ресурсы для повышения уровня гендерной культуры населения, а также разрабатывать и внедрять программы, предназначенные для женщин. Стратегическим направлением гендерной политики и гендерного просветительского образования остается развитие системного подхода к присутствию гендерной компоненты в осмыслении социальных процессов, к интеграции достижений обоих полов в организации жизни общества.
Ключевые слова:
гендерная политика, Цели устойчивого развития, гендерное просветительское образование, гендерная идентичность, гендерные стереотипы

Биографии авторов

Марина Васильевна Беликова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник
Гарольд Игоревич Латинов, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
аспирант

Литература

1. Штылёва, Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании / Л. В. Штылёва // Женщина в российском обществе. — 2000. — № 3(19). — С. 61-66.

2. Ключко, О.И. Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц / О. И. Ключко, Л. В. Штылёва // Перспективы науки и образования. — 2019. — № . 2(38). — С. 240-255. DOI: 10.32744/pse.2019.2.18.

3. Абрамова, А.А. Существует ли феномен «стеклянного потолка» в современной российской реальности? / А. А. Абрамова // Nauka.me: [сайт]. — URL: https://nauka.me/s241328880013302-6-1/ DOI: 10.18254/S241328880013302-6. (дата обращения: 04.05.2021).

4. Сяотун, Фэй. Китайская деревня глазами этнографа / Фэй Сяотун. — Москва: Наука. 1989. — 247 с.

5. Цзиньлин, Чэнь. Гендерная политика Китая / Чэнь Цзиньлин // Вестник Забайкальского гос. ун-та. — 2016. — Т. 22. — № 10. — С. 83-88. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-83-88.

6. Швецова, А. В. О реализации принципов гендерного образования в российских вузах / А. В. Швецова // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 2. — С. 67-73.

7. Липатова, С.Д. Гендерный подход в образовании: история и современность / С. Д. Липатова // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы VIII Всероссийской научной конференции, (Екатеринбург, 27-28 апреля 2007 г.). Т. 1. — Екатеринбург: АМБ, 2007. — С. 350-354. ISBN 978-5-8057-0592-3.

8. Костикова, И.В. Специфика философии гендерного образования / И. В. Костикова, А. А. Костикова // Профессиональное образование в современном мире. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 1498-1504. DOI: 10.15372/PEMW20170422.

9. Курганская, М.Ю. Гендерное образование как главный инструмент ослабления гендерной дискриминации на рынке труда / М. Ю. Курганская, М. В. Пертая // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № . 60-2. — С. 221-223.

10. Римашевская, Н.М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений / Н. М. Римашевская // О насилии в отношении женщин / Под ред. и с предисл. Н. М. Римашевской. — Москва: КомКнига, 2005.— 353 с.

11. Овчарова, О.Г. Гендерное образование в России: международно-правовые факторы развития / О. Г. Овчарова // Социал-демократический союз женщин России: [сайт]: — URL: http://sdwomen.ru/history/99-gendernoe-obrazovanie-v-ossii.html (дата обращения: 15.04.2021).

12. Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании: материалы всероссийской конференции 16 июня 2016 г., Москва / ред. Л. Ю. Максимова. — Москва: Физматкнига, 2016. — 544 с.

13. Лунякова, Л. Г. Развитие и распространение гендерных знаний и гендерного образования в России: вклад МЦГИ / Л. Г. Лунякова // Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России. — Москва: Макс-Пресс, 2008. — С. 225-236.

14. Ли, Вань. Исследование политического участия женщин в развитии Китая / Вань Ли // Дацинский педагогический журнал. — 2008. — № 4. — С. 42-43.

15. Steinhauer, Isabella. «Sex and Sexual Education in China: Traditional Values and Social Implications» (2016) / Isabella Steinhauer // Digital Collections: [сайт]. — URL: digitalcollections.sit.edu/isp_collection/2291 (дата обращения: 15.04.2021).

16. Fincher, Leta Hong. Leftover Women: The Resurgence of Gender Inequality in China / Leta Hong Fincher // London: Zed Books. — 2014. — 224 p.

17. Tsui, Ming. The Only Child and Educational Opportunity for Girls in Urban China. / Ming Tsui, Lynne Rich // Gender and Society. — Vol. 16. — No. 1 (Feb., 2002). — Р. 74-92. DOI: 10.1177/0891243202016001005.

18. Воронина, О.А. Гендер и культура / О. А. Воронина // Женщины и социальная политика — Women and social policy: (гендерный аспект) / Отв. ред. З. А. Хоткина. — Москва: ИСЭПН РАН, 1992. — С. 10-22.

19. Lam, Nuala Gathercole. Beyond #MeToo in China / Nuala Gathercole Lam // Made in China Journal — 2019. — № 1. — Р. 64-71.

20. Babiarz, Kimberly Singer. Population sex imbalance in China before the One-Child Policy / Kimberly Singer Babiarz et al // Demographic-research.org: [сайт]. — URL: www.demographic-research.org/Volumes/Vol40/13/ DOI: 10.4054/DemRes.2019.40.13. (дата обращения: 15.04.2021).

21. Дампилон, Н.Б. Юридический статус женщин в Китае: осуществление эгалитаризма в семейном праве / Н. Б. Дампилон // Вестник Бурятского госуниверситета. — 2011. — № 8. — С. 6-10.

22. Hung, Jason. Gender Equality in China / Jason Hung // Oxford Human Rights Hub: [сайт]. — URL: http://ohrh.law.ox.ac.uk/gender-equality-in-china/ (дата обращения: 15.04.2021).
Статья

Поступила: 07.06.2021

Опубликована: 22.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Беликова, М. В., & Латинов, Г. И. (2021). Современная гендерная политика в России и Китае. Народонаселение, 24(3), 151-161. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.3.12
Раздел
ДЕМОГРАФИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ