Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования

  • Екатерина Владимировна Воеводина Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия evvoevodina@fa.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-6131-8301
    elibrary Author_id 618701
    ResearchID N-5650-2019
  • Александр Георгиевич Тюриков Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия agtyurikov@fa.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-8388-9543
    elibrary Author_id 891574
Выражение признательности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в 2019 году.
Для цитирования
Воеводина Е. В., Тюриков А. Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования // Народонаселение. 2021. Том 24. № 4. С. 134-146. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.4.11

Аннотация

Интерес к проблеме социокультурной адаптации иностранных обучающихся возрастает в связи с интенсификацией процессов интернационализации образования, глобальной конкуренции университетов, повышения внимания к экспорту образовательных услуг. Цель исследования заключается в анализе видов и причин возникновения социокультурных барьеров в адаптации иностранных обучающихся в условиях высшего образования в России; разработке рекомендаций по их снижению. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает ABC-модель культурного шока, феноменологический подход к анализу межкультурных коммуникаций (МКК) в глобальном мире. Социокультурные барьеры адаптации рассматриваются через проблему дефицита ресурсов МКК, усиливающих проявления культурного шока, прежде всего — социальной перцепции. На основе синтеза исследований российских и зарубежных авторов раскрыты причины формирования дефицитов лингвистической, паралингвистической, когнитивной и поведенческой компетентности, необходимых для успешной социокультурной адаптации иностранных студентов. В качестве первичных материалов выступают результаты мониторинга «Оценка качества образования в Финансовом университете», проведённого методом фокус-групп (3 группы 22 иностранных обучающихся) в Финансовом университете при Правительстве РФ в 2020/21 учебном году. В качестве частной социальной технологии, направленной на оптимизацию социокультурной адаптации иностранных обучающихся в сфере образования, предлагается телеколлаборация. В заключении приведены общие принципы организации телеколлаборации (работа в малых группах, совместная рефлексия, стимулирование активности участников и др.). Выводы и рекомендации, представленные в статье, могут быть использованы в сфере образования детей и взрослых, в том числе дополнительного, а также инклюзивного образования (обучающихся, имеющих инвалидность, из числа мигрантов и др.), в целях снижения социокультурных барьеров в процессе адаптации.
Ключевые слова:
межкультурная коммуникация, адаптация, социокультурные барьеры адаптации, культурный шок, иностранные обучающиеся, высшее образование

Биографии авторов

Екатерина Владимировна Воеводина, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
к.соц.н., доцент, доцент Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Александр Георгиевич Тюриков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
д.соц.н., проф., руководитель Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Литература

1. Глобальная конкурентоспособность российского образования. 2017 / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. — Москва: НИУ ВШЭ, 2017. — 112 с. ISSN 2500-0608.

2. Миронова, С.В. Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений / С. В. Миронова, Н. С. Тимченко // Социодинамика. — 2020. — № 11. — С. 65-80. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.11.33940.

3. Zhou, Yu. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education / Yu. Zhou, K. Topping, J. Todman // Studies in Higher Education. — 2008. — № 33 (1). — 63-75. DOI: 10.1080/03075070701794833.

4. Вызов-ответ: межкультурные коммуникации в глобальном мире / под ред. А. Г. Тюрикова. — Москва: Инфра-М, 2020. — 203 с. ISBN 978-5-16-016693-3.

5. Клюшникова, Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России / Е. В. Клюшникова // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. — 2018. — № 1.— С. 133-140.

6. Воеводина, Е.В. Роль субъекта в процессе социальной адаптации (на примере лиц с ограничениями жизнедеятельности) / Е. В. Воеводина // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 4(23). — С. 170-176.

7. Newsome, L. International Students. Cultural and Social Experiences in a British University: «Such a hard life [it] is here» / L. Newsome, P. Cooper // Journal of International Students SSN. — 2006. — № 6(1). — Р. 195-215.

8. Айналиева, А.Р. Иностранный студент в системе российского высшего образования / А. Р. Айналиева // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 6(61). — С. 9-11.

9. Жуковска, А.А. Трудности, с которыми сталкивается студент-иностранец во время обучения на первом курсе российского вуза на русском языке / А. А. Жуковска // Проблемы современного образования. — 2020. — № 1. — С. 205-211.

10. Дрожжина, Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии / Д. С. Дрожжина // Universitas. — 2013. — № 3(1). — С. 33-47.

11. Готлиб, Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р. А. Готлиб // Социологические исследования. — 2009. — № 2. — C. 122-127.

12. Цурикова, Л.В. Адекватность дискурса: анализ стратегий дискурсивного поведения на родном и иностранном языке / Л. В. Цурикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. — № 2. — С. 14-25.

13. Сабаненко, Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция / Е. И. Сабаненко // Молодой учёный. — 2014. — № 21. — С. 816-819.

14. Абдулаева, М. И. Проксемика как фактор национального коммуникативного поведения / М. И. Абдулаева // Философские науки. КАНТ. — 2020. — № 2(35). — С. 92-95.

15. Гончарова, Н.В. Отношение к иностранным студентам в вузе: некоторые аспекты межэтнического взаимодействия / Н. В. Гончарова // Сибирский научный вестник. — 2015. — № 4(22). — С. 165-170.

16. Ward, С. The measurement of sociocultural adaptation / С. Ward, А. Kennedy // International Journal of Intercultural Relations. — 1999. — № 4(23). — Р. 659-677.

17. Belz, J. A. Intercultural Questioning, Discovery and Tension in Internet-mediated Language Learning Partnerships / J. A. Belz// Language and Intercultural Communication. — 2005. — No. 5(1). — Р. 3-39.

18. Grazzi, E. ELF and Intercultural Telecollaboration: A Case Study / E. Grazzi, S. Maranzana // Intercultural Communication. New Perspectives From Elf. — 2013. — Р. 109-133. — URL: https://www.academia.edu/34663201/ELF_and_Intercultural_Telecollaboration_a_Case_Study_Grazzi_Maranzana_2016 (дата обращения: 28.08.2021).

19. Мрдуляш, П.Б. Организация и ведение стратегических сессий / П. Б. Мрдуляш // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — № 23(4). — С. 132-141. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.034.
Статья

Поступила: 15.09.2021

Опубликована: 15.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Воеводина, Е. В., & Тюриков, А. Г. (2021). Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования. Народонаселение, 24(4), 134-146. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.4.11
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ