Предпринимательские установки как элемент финансово-экономической культуры студенческой молодёжи

Научная статья
  • Ольга Аркадьевна Александрова Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия a762rab@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-9243-9242
    Elibrary Author_id 257224
    ResearchID B-1306-2017
  • Александр Георгиевич Тюриков Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия agtyurikov@fa.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-8388-9543
    Elibrary Author_id 891574
  • Диана Анзоровна Кунижева Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия diana_kunizheva@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-4480-7231
    Elibrary Author_id 937873
  • Дмитрий Игоревич Марков Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия dimarkov@fa.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-9380-0506
    Elibrary Author_id 1076893
    ResearchID AAU-9797-2021
  • Наталья Валерьевна Аликперова Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия natalie_danilina@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-5028-078X
    Elibrary Author_id 754213
    ResearchID S-1899-2018
Выражение признательности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования
Александрова О. А., Тюриков А. Г., Кунижева Д. А., Марков Д. И., Аликперова Н. В. Предпринимательские установки как элемент финансово-экономической культуры студенческой молодёжи // Народонаселение. 2022. Том 25. № 3. С. 103-115. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.8 EDN: HGLAHT

Аннотация

За прошедшее тридцатилетие интерес молодёжи к занятию бизнесом снизился. В то же время, в условиях вызванного кризисом сжатия рынка труда, возрастания конкуренции за имеющиеся вакансии, идея начать свой бизнес может оказаться более при­влекательной. В статье на основе результатов социологического исследования, включавшего массовый опрос студентов Финансового университета при Правительстве РФ (Финуниверситета); серии полуструктурированных интервью с экспертами и фокус-групповых интервью со студентами, показано, как относится к предпринимательской деятельности студенческая молодёжь, насколько она, по мнению экспертов, права в своих ожиданиях, и как обнаруженные представления и установки могут сказаться на развитии экономики. Согласно результатам опроса, треть студентов задумывается о собственном бизнесе как способе достичь финансового благополучия. Своими партнерами по бизнесу молодёжь в основном не видит родственников и друзей, поскольку предпочитает вести дела на формальной основе, в чем она видит определённую гарантию от недобросовестных действий партнеров. В то же время, результаты говорят о том, что защищенность частной собственности и, в первую очередь, бизнеса, представляется молодёжи явно недостаточной. Это корреспондирует с её представлениями о незаинтересованности ключевых экономических субъектов в честной рыночной конкуренции, демонополизации рынка, снижении уровня коррупции в системе государственного управления, судебных и правоохранительных органах. Эксперты выражают скепсис в возможности большей части молодёжи открыть и удержать на плаву свой бизнес, и связывают это с дефицитом у нее материальных и образовательных ресурсов, а главное — того социального капитала, который соответствует специфике сложившейся экономической системы.
Ключевые слова:
молодёжь, экономическая культура, трудовые стратегии, предпринимательство, финансово-экономическая субъектность

Биографии авторов

Ольга Аркадьевна Александрова, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
д.э.н., зам. директора по научной работе, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; проф. Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Александр Георгиевич Тюриков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
д.соц.н., проф., руководитель Департамента
Диана Анзоровна Кунижева, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
ассистент, аспирант
Дмитрий Игоревич Марков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
зам. зав. лабораторией
Наталья Валерьевна Аликперова, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Литература

1. Александрова, О. А. Станет ли поколение «пепси» поколением «next»? / О. А. Александрова // Человеческий потенциал модернизации России: Стратегия опережающего развития — 2006 / под общей редакцией А. В. Бузгалина, А. И. Колганова. — Москва : URSS, ЛЕНАНД. — 2006. — С. 190-191.

2. Lewis, K. Identity Capital: An Exploration in the Context of Youth Social Entrepreneurship / К. Lewis. // Entrepreneurship & Regional Development. — 2016.—Vol. 28. — No. 3-4. — P. 191-205. DOI: 10.1080/08985626.2016.1155741

3. Hermes, J. This is My Life: The Stories of Independent Workers in the Creative Industries in the Netherlands / J. Hermes, K. Koch, N. Bakhuisen, P. Borghuis // Javnost — The Public. — 2017. — Vol. 24. — No. 1. — P. 87-101. DOI: 10.1080/13183222.2017.1280892

4. Sandoval, M. From Passionate Labour to Compassionate Work: Cultural Co-Ops, Do What You Love and Social Change / М. Sandoval // European Journal of Cultural Studies. — 2018. — Vol. 21. — No. 2. — P. 113-129. DOI: 10.1177/1367549417719011

5. Глухих, П.Л. Предпринимательская культура молодежи и факторы ее развития: социокультурный подход / П. Л. Глухих, Л. В. Воронина, А. В. Иванова // Управленец. — 2016. — № 3(61). — C.52-61. EDN: WIUAYF

6. Ариф, Э.М. Личное — это профессиональное: этичность молодых крафтовых предпринимателей в Санкт-Петербурге / Э. М. Ариф, Т. А. Кузьминова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2021. — № 3. — С. 179-199. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1922; EDN: LLYBTZ

7. Крикунова, Ю.А. Ценности и социальные установки потенциальных инноваторов: когортные различия / Ю. А. Крикунова, А. Е. Кузнецова // Концепт. — 2018. — № 9. — С. 234-239.

8. Джалая, Л.В. Экономические ценности как предпринимательский потенциал студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко / Л. В. Джалая // Скиф. — 2017. — № 12. — С. 75-78. EDN: ZSJHUP

9. Ярашева, А.В. Трудовые ресурсы молодежи: актуальные региональные проблемы / А. В. Ярашева // Экономика и управление. — 2019. — № 11. — С. 53-58. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-53-58; EDN: TUDFOB

10. Аликперова, Н.В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий / Н. В. Аликперова, А. В. Ярашева, К. В. Виноградова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2019. — Т. 12. — № 1. — С. 226-240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61; EDN: YYGDNB

11. Зубок Ю.А. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 3(157).— С. 13-41. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1602; EDN: GTXODD

12. Бедова А. И., Ярашева А. В. Молодежь на московском рынке труда: зарплатные притязания / А. И. Бедова, А. В. Ярашева // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Москва, 5 декабря 2017 г.) / отв. ред. О. А. Александрова. — Москва : Фабрика офсетной печати, 2018. — С. 17-21. EDN: UZVLFC

13. Марков Д. И. Что такое идеальная работа и как на нее устроиться: карьера как форма успеха в представлениях студентов / Д. И. Марков // Социальное пространство. — 2021. — Т. 7. — № 5. DOI: 10.15838/sa.2021.5.32.3; EDN: RFZKTP
Статья

Поступила: 31.05.2022

Опубликована: 12.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Александрова, О. А., Тюриков, А. Г., Кунижева, Д. А., Марков, Д. И., & Аликперова, Н. В. (2022). Предпринимательские установки как элемент финансово-экономической культуры студенческой молодёжи. Народонаселение, 25(3), 103-115. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.8
Раздел
УРОВЕНЬ, КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ