Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями

Научная статья
  • Ольга Александровна Коленникова Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия kolennikova@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0138-6115
    Elibrary Author_id 77253
Для цитирования
Коленникова О. А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями // Народонаселение. 2022. Том 25. № 3. С. 189-199. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15 EDN: ZNJVOT

Аннотация

Создание цифрового пространства в сфере здравоохранения требует увязки технических изменений с повышением доверия к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и развитием соответствующих навыков у медицинских специалистов. Владение цифровыми технологиями рассматривается как важный элемент общей квалификации медицинского специалиста. В статье анализируется, в какой мере врачи и средний медперсонал используют ИКТ в работе, обладают ли они достаточными компетенциями для этого и каковы масштабы и виды обучения в данной области знаний. Источниками эмпирических материалов послужили микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения и второго раунда Статистического наблюдения участия населения в непрерывном образовании, проведённых Росстатом в 2020 году. Выяснилось, что большинство врачей использовали компьютер и другую цифровую технику, но значительная часть медсестёр (47%) ими не пользовалась. В сравнении с другими специалистами, у медиков сильно ограничен дистанционный формат работы, что вызвано как отраслевой спецификой, так и недостатком возможностей. Около 30% врачей и медсестёр испытывали нехватку цифровых компетенций, что снижало их удовлетворённость работой. При базовой компьютерной грамотности и умении пользоваться Интернетом, дефицит знаний и навыков касался медицинских информационных систем и отдельных цифровых инструментов. Его восполнением медицинские специалисты занимались в основном самостоятельно, а не путём специализированного обучения. Для успешной реализации масштабной программы цифровизации здравоохранения важно совершенствование системы повышения квалификации медицинских специалистов в области ИКТ в рамках общей системы непрерывного медицинского образования.
Ключевые слова:
врач, медсестра, медицинские специалисты, квалификация, цифровизация здравоохранения, информационно-коммуникационные технологии

Биография автора

Ольга Александровна Коленникова, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия
к.э.н., старший научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; научный сотрудник НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы

Литература

1. Socha-Dietrich, K. Engaging and transforming the health workforce / K. Socha-Dietrich // Health in the 21st Century: Putting Data to Work for Stronger Health Systems. — Paris : OECD Publishing, 2019. — P. 120-145. DOI: 10.1787/8bd03416-en

2. Nedelkoska, L. Automation, skills use and training / L. Nedelkoska, G. Quintini // OECD Social, Employment and Migration: Working Papers № 202, 2018. — 124 p. DOI: 10.1787.2e2f4eea-en

3. Мохова, Е.А. Цифровизация российского здравоохранения: проблемы и перспективы / Е. А. Мохова, Л. В. Малкина //Уфимский гуманитарный научный форум. — 2020. — № 2. — С. 49-53. DOI: 10.47309/2713-2358_2020_2_49; EDN: OHDHXG

4. Аксенова, Е.И. Профессиональный рост и трудовые стратегии медицинских специалистов / Е. И. Аксенова, О. А. Александрова, Н. В. Аликперова [и др.] — Москва : НИИОЗММ ДЗМ, 2020. — 223 с. EDN: UJSVOC

5. Гельман, В.Я. Проблемы преподавания информационно-коммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании / В. Я. Гельман, Д. Ю. Белов, С. В. Ланько [и др.] // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 1(50). — С. 18-23. EDN: SFRLCL

6. Коленникова, О.А. Факторы дисфункции институтов оценки квалификации медицинских специалистов / О. А. Коленникова, М. С. Токсанбаева // Здравоохранение Российской Федерации. — 2021. — Т. 65. — № 5. — С. 467-476. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-467-476; EDN: NYOXZL

7. Мигранова, Л. А. Качество трудового потенциала российских регионов / Л. А. Мигранова, М. С. Токсанбаева // Народонаселение. — 2014. — № 2. — С. 106-119. EDN: SJFYSZ

8. Socha-Dietrich, K. Empowering the health workforce: Strategies to make the most of the digital revolution / K. Socha-Dietrich // OECD Health Working Papers, № 129. — Paris : OECD Publishing, 2020. — 71 p. DOI: 10.1787/37ff0eaa-en
Статья

Поступила: 22.06.2022

Опубликована: 14.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Коленникова, О. А. (2022). Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями. Народонаселение, 25(3), 189-199. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15
Раздел
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ