Потребительское поведение россиян: возможности и приоритеты

Научная статья
  • Светлана Владимировна Макар Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, Москва, Россия svetwn@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-1681-8814
    elibrary Author_id 374039
    ResearchID M-5794-2018
  • Азиза Викторовна Ярашева Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия baktriana@rambler.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6041-7700
    elibrary Author_id 519466
    ResearchID A-9976-2017
Для цитирования
Макар С. В., Ярашева А. В. Потребительское поведение россиян: возможности и приоритеты // Народонаселение. 2022. Том 25. № 4. С. 68-78. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.4.6 EDN: MONYFA

Аннотация

В статье рассмотрена динамика объёма денежных доходов как средств для жизнедеятельности россиян, в том числе реализации ими своих приоритетов потребления. Показано распределение расходов населения на потребление продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольных напитков и оплату услуг. Анализ выполнен на основе данных государственной статистики по 20-процентным доходным группам, он охватывает четырёхлетний период, включающий два года накануне пандемии коронавируса и два года её развития. В структуре использования денежных доходов всего (без разбивки на группы) населения (2018-2021 гг.) проанализированы не только показатели, характеризующие изменения в приобретении товаров и услуг, но и в приросте/уменьшении накоплений, которые выступают в качестве резерва для будущих потребительских возможностей. Выявлены различия в изменении доли расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания и оплату услуг в общей структуре потребительских расходов по федеральным округам России. С позиций макрорегиональной дифференциации в структуре использования денежных доходов на десятилетнем периоде выделен акцент на приобретение товаров и оплату услуг в России в целом, и особенно активный рост — в Дальневосточном и Северо-Кавказском макрорегионах. Доля расходов на покупку ряда наиболее важных продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств рассмотрена по децильным доходным группам. Проведен сравнительный анализ наименее и наиболее обеспеченных групп населения в рамках отмеченных направлений, отражающих приоритеты потребительского поведения населения.
Ключевые слова:
потребительское поведение, денежные доходы групп населения, структура использования денежных средств, макрорегион, продукты питания, товары и услуги

Биографии авторов

Светлана Владимировна Макар, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, Москва, Россия
д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; проф., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Азиза Викторовна Ярашева, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
д.э.н., проф., проф. РАН, зав. лабораторией

Литература

1. Ярашева, А.В. Типология регионов РФ по потребительскому поведению домохозяйств / А. В. Ярашева, Е. А. Макарова // Народонаселение. — 2015. — № 3(69). — С. 77-84. EDN: VCXLGL

2. Морозова, Т.В. Дифференциация потребительского поведения населения Карелии на рынке платных социально значимых услуг / Т. В. Морозова, Р. В. Белая, Г. Б. Козырева // Народонаселение. — 2022. — Т. 25. — № 2. — С. 52-65. DOI: 10.19181/population.2022.25.2.5; EDN: ZZCFRM

3. Макар, С. В. К развитию теории организации регионального пространства / С. В. Макар // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 6. — С. 22-27. EDN: RUBDIF

4. Шнейдерман, И.М. Финансовое поведение населения России: региональные различия / И. М. Шнейдерман, А. В. Ярашева, С. В. Макар // Вопросы статистики. — 2021. — Т. 28. — № 6.— С. 59-68. DOI: 10.34023/2313-6383-2021-28-6-59-68; EDN: YVMCDB

5. Ярашева, А.В. Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и социально-доходных групп / А. В. Ярашева, Ю. В. Бурдастова, А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7(45). — С. 27-34. EDN: SWMFLV

6. Дементьева, И.Н. Потребительское поведение населения региона и особенности его адаптации к экономическим условиям кризиса 2014-2015 гг. / И. Н. Дементьева // Вопросы территориального развития. — 2018. — № 3(43). — С. 3. DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.3; EDN: UTKXLQ

7. Ратнер, С.В. Прогнозирование изменений потребительского поведения в условиях экономического кризиса / С. В. Ратнер, А. М. Шапошников // Экономический анализ: теория и практика. — 2022. — Т. 21. — № 5 (524). — С. 911-926. DOI: 10.24891/ea.21.5.911; EDN: JFOBPM

8. Попова, Р.И. Методические подходы к оценке доступности качественного питания для российских домохозяйств / Р. И. Попова // Народонаселение. — 2013. — № 2(60). — С. 085-093. EDN: QILJOB

9. Елагина, А. С. Показатели оценки экономической доступности продовольствия в России / А. С. Елагина, Л. Б. Шаулов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — Т. 7. — № 6B. — С. 190-198. EDN: RYTFYT

10. Забелина, О.В. Оценка уровня доходов населения региона и экономической доступности продовольствия (на примере Тверской области) / О. В. Забелина // Уровень жизни населения регионов России. — 2015. — № 1 (195). — С. 175-185. EDN: TQALMV

11. Зубаревич, Н. В. Доля продуктов питания в структуре расходов населения регионов России как индикатор уровня жизни и модернизации потребления / Н. В. Зубаревич, С. Г. Сафронов // Вестник Московского университета. Серия 5: География. — 2019. — № 2. — С. 61-68. EDN: WWAWGQ

12. Заварыкина, Ю.В. Использование эконометрических моделей при исследовании уровня влияния доходов населения на долю расходов на продукты питания / Ю. В. Заварыкина, Ю. Ю. Якимов, А. А. Таранова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции (Оренбург, 10 ноября 2017 г.). — Уфа : ООО «Этерна», 2017. — С. 100-104. EDN: ZUBDCN

13. Симонова, Д.К. Оценка доли расходов на питание в потребительских расходах населения России в условиях пандемии / Д. К. Симонова // Экономика и бизнес: позиция молодых ученых. Материалы XVIII международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Барнаул, 8-9 июня 2020 г.). — Барнаул, 2020. — С. 269-272. EDN: LORGVY

14. Аликперова, Н.В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9. — № 4(40). — С. 46-51. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51; EDN: DZKTWB

15. Черкасов, С. Н. Удельный вес расходов на продукты питания в структуре расходов населения старшего возраста. Гендерные и возрастные различия / С. Н. Черкасов, Ю. О. Камаев, О. И. Полозков // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. — 2020. — № 1. — С. 46-51. DOI: 10.25742/NRIPH.2020.01.008; EDN: OTLIIG
Статья

Поступила: 23.08.2022

Опубликована: 12.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Макар, С. В., & Ярашева, А. В. (2022). Потребительское поведение россиян: возможности и приоритеты. Народонаселение, 25(4), 68-78. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.4.6
Раздел
УРОВЕНЬ, КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ