Первое столкновение с «чёрным лебедем»: как пандемия влияла на настроения выпускников вузов

Научная статья
  • Ольга Аркадьевна Александрова Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия a762rab@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-9243-9242
    elibrary Author_id 257224
    ResearchID B-1306-2017
  • Александра Сергеевна Проскурина Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия asproskurina@fa.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-2108-1415
    elibrary Author_id 975677
  • Дмитрий Игоревич Марков Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ); Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия dimarkov1998@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-9380-0506
    elibrary Author_id 1076893
    ResearchID AAU-9797-2021
Для цитирования
Александрова О. А., Проскурина А. С., Марков Д. И. Первое столкновение с «чёрным лебедем»: как пандемия влияла на настроения выпускников вузов // Народонаселение. 2023. Том 26. № 1. С. 187-200. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.1.15 EDN: VADNJA

Аннотация

В первом на фоне пандемии COVID-19 докладе МОТ молодёжь названа одной из наиболее растревоженных групп. Об этом же говорили и российские социологи, связывая такую реакцию с тепличными условиями, создаваемыми детям российскими семьями. Окончание вуза - серьёзный жизненный рубеж, тем более в условиях пандемии, потребовавшей длительных периодов дистанционного обучения и резко ускорившей цифровизацию экономики. Согласно проведённым авторами исследованиям, более двух третей студентов полагают, что пандемия навсегда изменила нашу жизнь, а также, что в современном мире невозможно всю жизнь иметь одну профессию. Среднесрочные и отдалённые перспективы специалистов с получаемым ими образованием представляются студентам не слишком оптимистичными, но и в ближайшей перспективе свою конкурентоспособность на рынке труда большинство выпускников оценивают как среднюю и предвидят высокую конкуренцию за вакансии (или их дефицит) и предложение низкой зарплаты. У многих проблемы будущего трудоустройства закладываются на этапе выбора профессии: заметная часть идет учиться туда, где есть доступные бюджетные места, но плохо понимая суть профессии и ее востребованность. Сегодня половина выпускников выбрала бы другую профессию или не планирует работать по специальности. Высокая до пандемии доля ожидавших успешного трудоустройства на её фоне заметно снизилась. Применительно к проблемам трудоустройства у почти половины респондентов внутренний локус контроля, остальные в равных пропорциях разделились на тех, у кого преобладает внешний локус контроля, или выражены, либо не выражены оба локуса контроля. Старшекурсникам проблемы с трудоустройством чаще видятся сочетанием внешних факторов и собственных изъянов. Среди ищущих проблемы в себе либо в себе и во внешней среде довольно много ожидающих трудностей при трудоустройстве. Действуя в рамках «онтологической безопасности», молодёжь реализует практики, позволяющие адаптироваться, но не снижающие неопределённость.
Ключевые слова:
молодёжь, пандемия, изменения в сфере труда, высшее образование, качество образования, трудоустройство, профессиональная самореализация

Биографии авторов

Ольга Аркадьевна Александрова, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
д.э.н., зам. директора по научной работе, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; проф. Финансового университета при Правительстве РФ
Александра Сергеевна Проскурина, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
к.социол.н., доцент
Дмитрий Игоревич Марков, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ); Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
исследовательский менеджер Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ); ассистент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ,

Литература

1. Bauman, Z. Mortality, immortality and other life strategies / Z. Bauman. — Stanford: Stanford University Press, 1992. — P. 10-11.

2. Kruteleva, L. J. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic Characteristic of a Person / L. J. Kruteleva, I. V. Abakumova // Procedia-Social and Behavioral Sciences. — 2013. — Vol. 86. — P. 37.

3. Kenway, J. Life chances, lifestyle and everyday aspirational strategies and tactics / J. Kenway, A. Hickey-Moody // Critical studies in education. — 2011. — Vol. 52. — No. 2. — P. 152.

4. Ляликова, С.В. Преимущества и недостатки альтернативных форм обучения на примере дистанционного образования / С. В. Ляликова // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности: XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения-2021» (Москва, 4 марта 2021 г.). — Москва : МАКС Пресс, 2021. — С. 812-813. EDN: WJFAAY

5. Hiscock R., Kearns A., Macintyre S., Ellaway A. Ontological security and psycho-social benefits from the home: Qualitative evidence on issues of tenure / R. Hiscock, A. Kearns, S. Macintyre, A. Ellaway // Housing, theory and society. — 2001. — Vol. 18. — No. 1-2. — P. 50.

6. Марков, Д.И. Что такое идеальная работа и как на нее устроиться: карьера как форма успеха в представлениях студентов / Д. И. Марков // Социальное пространство. — 2021. — Т. 7. — № 5. — URL: http://sa.isert-ran.ru/issue/32. (дата обращения: 10.01.2022). DOI: 10.15838/sa.2021.5.32.3; EDN: RFZKTP
Статья

Поступила: 07.11.2022

Опубликована: 21.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Александрова, О. А., Проскурина, А. С., & Марков, Д. И. (2023). Первое столкновение с «чёрным лебедем»: как пандемия влияла на настроения выпускников вузов. Народонаселение, 26(1), 187-200. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.1.15
Раздел
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ