Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала

Научная статья
  • Ирина Анатольевна Троян Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия troyan.irin@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-5694-9843
    Elibrary Author_id 760078
  • Лариса Анатольевна Кравченко Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия kravchenko_l.a@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-1621-4495
    Elibrary Author_id 828434
  • Елена Григорьевна Гиндес Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия gindes79@gmail.com ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-6996-480X
    Elibrary Author_id 945468
Для цитирования
Троян И. А., Кравченко Л. А., Гиндес Е. Г. Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала // Народонаселение. 2023. Том 26. № 2. С. 114-126. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.10 EDN: XNKKPA

Аннотация

Целью статьи является анализ исследования концептуальных аспектов цифрового неравенства и определение направлений его преодоления. Рассмотрены основные подходы к пониманию цифрового неравенства и проведён междисциплинарный анализ данной категории. Уточнено определение цифрового неравенства как различного доступа к цифровым возможностям в социальной, экономической, политико-демографической, культурной, образовательной и других областях, которые существуют в результате неполного, неравномерного или недостаточного доступа к информационно-коммуникационным, компьютерным, телекоммуникационным и цифровым технологиям. Выделены концептуальные составляющие цифрового неравенства: социально-экономический доступ, компетенции, знания и навыки, психологические и мотивационные факторы, цифровая грамотность и культура, цена, скорость, содержание и качество информационно-коммуникационных технологий и цифровых ресурсов, инфраструктура, институциональная структура и политическое устройство. Высказывается и обосновывается авторская позиция относительно существенной роли цифрового неравенства в высшем образовании в формировании человеческого капитала и улучшения качества жизни населения. Предложено понимать под цифровым неравенством в высшем образовании различия в доступе, в качестве использования и в получаемых эффектах от цифровых ресурсов, информационно-коммуникационных технологий и интернета в процессе обучения. Проведён анализ цифрового неравенства в высшем образовании в разрезе трёхуровневой модели исследования данной категории. Рассмотрены возможности и барьеры цифровизации высшего образования в Российской Федерации, выявлены характерные факторы усиления цифрового неравенства и определены направления его снижения, а именно: инфраструктурное, социально-мотивационное, институциональное. Практическая значимость исследования связана с возможностью и необходимостью использования предложенных мероприятий в вузах, региональных и федеральных программах развития.
Ключевые слова:
цифровое неравенство, информационно-коммуникационные технологии, цифровые ресурсы, качество жизни, высшее образование, человеческий капитал

Биографии авторов

Ирина Анатольевна Троян, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
к.э.н., доцент, доцент
Лариса Анатольевна Кравченко, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
к.э.н., доцент, доцент
Елена Григорьевна Гиндес, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
д.н.гос.упр., доцент, доцент

Литература

1. Brown, R. H. Falling through the net: A Survey of the «Have Nots» in Rural and Urban America / R. H. Brown. — Washington, D.C. : U. S. Dept. of Commerce, National Telecommunications and Information Administration, 1995. — 42 p.

2. Dobrinskaya, D. E. Defining the Digital Divide in Russia: Key Features and Trends / D. E. Dobrinskaya, T. S. Martynenko // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. — 2019. — Vol. 5(153). — P. 100–119. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.06; EDN: MGFAVL

3. Korovkin, V. Towards conceptualization and quantification of the digital divide / V. Korovkin, A. Park, E. Kaganer // Information Communication and Society. — 2022. — Vol. 6. — P. 1–36. DOI: 10.1080/1369118X.2022.2085612; EDN: ZHVBXV

4. Norris, P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide / P. Norris. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. — 320 p. DOI: 10.1017/CBO9781139164887

5. Van Dijk, J. A theory of the digital divide / J. van Dijk. // The digital divide: The internet and social inequality in international perspective / M. Ragnedda, G. W. Muschert (eds.). — New York, NY: Routledge, 2013. — P. 28–51.

6. Гладкова, А. А. Модель трёх уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) / А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, М. Рагнедда // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 4. — С. 41–72. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172; EDN: GZLUXO

7. Van Dijk, J. Inequalities in the Network Society / J. van Dijk, A. G. M Johannes // Digital sociology: critical perspectives / ed. K. Orton-Johnson; N. Prior. — Basingstoke : Palgrave Macmillan Ltd., 2013. — P. 105–124.

8. Солдатова, Г. У. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37. — № 6. — С. 83–93. EDN: XDNHZX

9. Hsieh, J. J. Understanding digital inequality: Comparing continued use behavioral models of the socio-economically advantaged and disadvantaged / J. J. Hsieh, R. A. Po-An, M. Keil // MIS quarterly. — 2008. — Vol. 32(1). — P. 97–126.

10. Гелих, О. Я. Цифровой разрыв как контекст институционализации передачи знаний в префигуративной модели культурной трансмиссии / О. Я. Гелих, Н. Н. Покровская, С. Ю. Трапицын // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2022. — № 2(134). — С. 107–111; EDN: OYBHQJ

11. Selwyn, N. Reconsidering political and popular understandings of the digital divide / N. Selwyn // New Media & Society. — 2004. — Vol. 6. — No. 3. — P. 341–362.

12. Александрова, Т. В. Цифровое неравенство регионов России: причины, оценка, способы преодоления / Т. В. Александрова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 8. — С. 9–12; EDN: YCOUAG

13. Rooksby, E. The Rural Digital Divide / E. Rooksby, J. Weckert, R. Lucas // Rural Society. — 2014. — Vol. 12(3). — P. 197–210. DOI: 10.5172/rsj.12.3.197

14. Corlatean, T. Risks, discrimination and opportunities for education during the times of COVID-19 Pandemic / T. Corlatean // Proceedings of the 17th International RAIS Conference, June 1–2, 2020. Research Association for Interdisciplinary Studies. — URL: http://rais.education/wp-content/uploads/2020/06/004TC.pdf (дата обращения: 25.10.2022).

15. Костина, Н. Б. К вопросу о разграничении понятий «цифровой раскол», «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв» / Н. Б. Костина, А. А. Чижов // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2022. — № 1(9). — С. 56–63. DOI: 10.47309/2713–2358_2022_56_63; EDN: NIZYAB

16. Saeed, S. A. Disparities in Health Care and the Digital Divide / S. A. Saeed, R. M. Masters // Curr Psychiatry Rep. — 2021. — Jul 23. — Vol.23 (9). — P. 61. DOI: 10.1007/s11920–021–01274–4

17. Головенчик, Г. Цифровой разрыв: причины возникновения, последствия и пути преодоления / Г. Головенчик // Наука и инновации. — 2021. — № 6(220). — С. 32–37; EDN: ZDETAQ

18. Коленникова, О. А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями / О. А. Коленникова // Народонаселение. — 2022. — Т. 25. — № 3. — С. 189–199. DOI: 10.19181/population.2022.25.3.15; EDN: ZNJVOT

19. Троян, И. А. Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования / И. А. Троян, Л. А. Кравченко // Образование и саморазвитие. — 2021. — Т. 16. — № 3. — С. 100–114. DOI: 10.26907/esd.16.3.10; EDN: FNMAZU

20. Щербина, Е. Ю. К педагогике эпохи цифрового разрыва / Е. Ю. Щербина, А. Г. Кислов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 49–59. DOI: 10.24411/2307–4264–2020–10105; EDN: THHDOJ
Статья

Поступила: 07.11.2022

Опубликована: 16.06.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Троян, И. А., Кравченко, Л. А., & Гиндес, Е. Г. (2023). Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала. Народонаселение, 26(2), 114-126. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.10
Раздел
ИНТЕРНЕТ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ