Социальные сети как средство получения сведений об онкологических заболеваниях

Научная статья
  • Алиса Фиргатовна Шакирова Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия Alisa.Shakirova@tatar.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-4187-6562
    Elibrary Author_id 731889
  • Валерия Олеговна Корунова Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия Valeriya.Korunova@tatar.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-2519-6332
    Elibrary Author_id 906841
Выражение признательности
Статья подготовлена при финансовой поддержке Академии наук Республики Татарстан в рамках реализации гранта «Анализ информационной потребности жителей Республики Татарстан в получении актуальных сведений об онкологических заболеваниях и их самосохранительных практик в отношении личного здоровья: междисциплинарный подход» по договору № 15–29-яГ.
Для цитирования
Шакирова А. Ф., Корунова В. О. Социальные сети как средство получения сведений об онкологических заболеваниях // Народонаселение. 2024. Том 27. № 1. С. 178-191. DOI: https://doi.org/10.24412/1561–7785–2024–1–178–191 EDN: IDPLRJ

Аннотация

В современном мире, насыщенном информационными технологиями и ресурсами, особую роль начинает играть их качество и достоверность, полезность для аудитории. Сегодня каждому гражданину, имеющему доступ в интернет, доступна возможность изучения интересующей медицинской информации. Но запросы для поиска могут носить не только ознакомительный характер, например, об имени и квалификации специалиста, о месте расположения медицинской организации и так далее. Часто граждане запрашивают информацию непосредственно для постановки себе диагноза, для самолечения, назначения медицинских препаратов. Масштаб проникновения социальных сетей в жизнь населения даёт возможность комментировать диагноз, общаться в форумах по интересующим заболеваниям, в том числе онкологическим, а также по вопросам их профилактики. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Здравоохранение», принятого по итогам заседания Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., является снижение показателей смертности от новообразований, в том числе злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), и для достижения этой цели в том числе разрабатываются методы дополнительного информирования населения об онкологических заболеваниях, мерах их профилактики. Необходимо также учитывать, что от достоверности медицинского информирования зависит правильное использование полученной информации гражданами, следовательно, оно является важным и неотъемлемым условием сохранения и укрепления здоровья населения. В статье изложены результаты применения авторской методики автоматизированного процесса сбора и систематизации данных поисковых запросов в социальных сетях жителей Республики Татарстан при изучении информационных потребностей по теме онкологии. Выявлено, что экспертная информация лишь частично удовлетворяет информационные потребности населения по теме онкологии, соответственно, выдвинутая перед началом исследования гипотеза была подтверждена.
Ключевые слова:
злокачественные новообразования, парсинг, междисциплинарный подход, медицинские организации, региональные исследования, поисковые запросы, социальные сети

Биографии авторов

Алиса Фиргатовна Шакирова, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия
к.соц.н., научный сотрудник
Валерия Олеговна Корунова, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия
научный сотрудник

Литература

1. Мельникова, М. С. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках / М. С. Мельникова, И. П. Яковлев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2014. — № 1. — С. 254–257. EDN: SBGPXV

2. Сергодеев, В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2013. — № 1(113). — С. 132–137. EDN: QCKLAZ

3. Wellman, B. Integrating Individual, Relational and Structural Analysis / B. Wellman, F. Ove, E. Vicente, L. Staffan, W. Craig // Social Networks. — 1991. — Vol. 13(3). — P. 223–249. DOI: 10.1016/0378–8733(91)90007-G

4. Achrekar, H. Twitter improves seasonal influenza prediction / H. Achrekar, A. Gandhe, R. Lazarus, S. Yu, B. Liu // Proceedings of the International Conference on Health Informatics — HEALTHINF. — 2012. — P. 61–70. DOI: 10.5220/0003780600610070

5. Heaivilin, N. Public Health Surveillance of Dental Pain via Twitter / N. Heaivilin, B. Gerbert, J. E. Page, J. L. Gibbs // Journal of Dental Research. — 2011. — Vol. 90(9). — P. 1047–1051. DOI: 10.1177/0022034511415273

6. Тихонова, А. В. Теоретические основы изучения социальных сетей в политической коммуникации и их характеристика / А. В. Тихонова, А. А. Агурова // Теории и проблемы политических исследований. — 2019. — Т. 8 — № 4A. — С. 24–32. DOI: 10.34670/AR.2019.45.4.045; EDN: TXKOSM

7. Макаревская, Ю. Э. Социальная сеть как индикатор жизненных ценностей современной молодежи (на примере социальной сети «ВКонтакте») / Ю. Э. Макаревская // Феноменология и практика девиантного поведения. Материалы XIII Всерос. науч. конф. (Краснодар, 18 октября 2019 г.). — Краснодар : Краснодарский университет МВД РФ, 2019. — С. 152–157. EDN: FOMJAY

8. Устинова, О. Е. Социальные медиа как маркетинговый инструмент в цифровой экосистеме / О. Е. Устинова // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2020. — № 3. — С. 437–439. EDN: FYPEAN

9. Куликова, Е. С. Контент как один из инструментов цифрового маркетинга / Е. С. Куликова // Московский экономический журнал. — 2020. — № 7. — С. 29. EDN: OAFTPF

10. Варачев, И. Н. Социальный медиа-маркетинг как вид современной бизнес-коммуникации / И. Н. Варачев // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 94. — С. 40–42. EDN: NOLKSE

11. Никольская, А. В. Применение метода контент-анализа в изучении отношения пользователей социальных сетей к современной российской медицине / А. В. Никольская, А. А. Костригин // Южно-российский журнал социальных наук. — 2019. — Т. 20. — № 1. — С. 72–90. DOI 10.31429/26190567–20–1–72–90; EDN: HPAWCW

12. Груздева, М. А. Инструменты формирования самосохранительных практик населения: социальные сети и блогосфера / М. А. Груздева // Социальное пространство. — 2017. — № 4(11). — С. 5–16. EDN: ZRPGFL

13. Ледовая, Я. А. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека / Я. А. Ледовая, Р. В. Тихонов, О. Н. Боголюбова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. — 2017. — № 3. — С. 193–210. EDN: ZTLSPV

14. Рунков, Я. К. Использование нейронных сетей в социальных коммуникациях и интернет-ресурсах, их обеспечивающих / Я. К. Рунков // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 12–5. — С. 676–677. EDN: VKGFJX

15. Ирхин, Ю. В. Дискурс-анализ: сущность, подходы, методология, проектирование / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 4. — С. 128–143. EDN: SIMRFT
Статья

Поступила: 20.09.2023

Опубликована: 28.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Шакирова, А. Ф., & Корунова, В. О. (2024). Социальные сети как средство получения сведений об онкологических заболеваниях. Народонаселение, 27(1), 178-191. https://doi.org/10.24412/1561–7785–2024–1–178–191
Раздел
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ