Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2

  • Тамара Николаевна Ломбина АНО «Читайка» lombina@chitaika.org
  • Валерий Андреевич Мансуров Институт социологии ФНИСЦ РАН mansurov@isras.ru
    elibrary Author_id 71618
    ResearchID B-5162-2016
  • Олеся Викторовна Юрченко Институт социологии ФНИСЦ РАН olesya@mail.ru
    elibrary Author_id 545571
Для цитирования
Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 1. С. 93-105. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7097

Аннотация

В статье речь идёт о проблемах чтения в новой цифровой реальности, связанных с появлением текстов нового формата и изменением практик чтения. Этот вопрос приобретает актуальность, так как цифровое чтение начинает преобладать над традиционным, что оказывает влияние на индивидуальных читателей и на систему образования в целом. Мы провели пилотажное исследование понимания печатного текста (тестирование по методике Л. Ясюковой) среди 106 учеников четвёртых классов и проанализировали их практики чтения(анкетирование). Большинство опрошенных больше времени уделяют цифровому чтению (поиск информации и общение с друзьями в Интернете), по сравнению с чтением бумажных книг. Многие ученики (70%) способны понимать только простые тексты на знакомые темы, для них основной единицей восприятия текста является слово или словосочетание. Доля таких учеников больше в тех классах, где дети проводят больше времени в Интернете. На основе полученных данных мы сформулировали гипотезу, которая требует дальнейшей верификации: время, проведённое учениками в Интернете, и объём цифрового чтения могут влиять на то, как ученики понимают печатные тексты.
Ключевые слова:
цифровое чтение, понимание текста, модернизация образования, социология образования, психология образования

Биографии авторов

Тамара Николаевна Ломбина, АНО «Читайка»
кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора
Валерий Андреевич Мансуров, Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор философских наук, профессор
Олеся Викторовна Юрченко, Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Литература

Ларкина, А. Детки в сетке. Исследование «Лаборатории Касперского» [Электронный ресурс] // Kaspersky Daily. 1 июня 2018. URL: https://securelist.ru/kids-report-2018/90138/ (дата обращения: 07.03.2020).



Солдатова, Г. В. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФИРО. 2017. URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf (дата обращения: 07.03.2020).



Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006.



Comparing Parent-Child Co-Reading on Print, Basic and Enhanced E-book Platforms 2012. Joan Ganz Cooney Center. URL: http://joanganzcooneycenter.org/publication/quickreport-printbooks-vs-e-books/ (дата обращения: 07.03.2020).



Dehaene, S. Reading in the brain: the New Science of How We Read. Penguine Books, 2010. 388 р.



Dillon, A., Gabbard, R. Hypermeida as an Educational Technology: a Review of the Quantitative Research Literature on Learner Comprehension, Control and Style. Educational Research. 1998. Vol. 68. № 3. Р. 322–349. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543068003322



Golan, D., Barzillai, M., Katzir, T. The Effect of Presentation Mode on Children’s Reading Preferences, Performance, and Self-evaluations. Computers & Education. 2018. № 126. Р. 346–358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.001



Katzir, T., Kim, Y-S., Lesaux, N. K. The Role of Reading Self-Concept and Home Literacy Practices in Fourth Grade Reading Comprehension // Reading and Writing. 2009. 22 (3). Р. 261–276. DOI: 10.1007/s11145-007-9112-8



Mangen, A., Walgermo, B., Kolbjørn, B. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. Р. 61–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.12.002



Snow, C. Reading for Understanding: Toward a Research and Development Program in Reading Comprehension // Official site RAND. 2002. URL: https://www.videnomlaesning.dk/media/2526/ reading-for-understanding.pdf (дата обращения: 07.03.2020).



Thumala Olave, M. A. Reading matters: Towards a cultural sociology of reading // Am J Cult Sociol. 2018. № 6. P. 417–454. URL: https://doi.org/10.1057/s41290-017-0034-x (дата обращения: 07.03.2020).



Uncapher, M., Lin, L., Rosen, D, Kirkorian, H, Baron, N, Bailey, K., Cantor, J., Strayer, D., Parsons, T., & Wagner, A. Media Multitasking and Cognitive, Psychological, Neural, and Learning Differences // Pediatrics 140. (Supplement 2). 2017. P. 62–66. DOI: 10.1542/peds.2016-1758D



Wolf, M. Proust and the Squid: The Story and Science of the Reading Brain. HarperCollins Publishers. 2007. 314 р.
Статья

Поступила: 20.07.2019

Опубликована: 01.04.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ломбина, Т. Н., Мансуров, В. А. и Юрченко, О. В. (2020) ’Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2’, Социологическая наука и социальная практика, 8(1), сс. 93-105. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7097.