Смысловые барьеры в процессах социальной адаптации современной молодёжи

  • Тамара Завеновна Адамьянц Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия tamara-adamiants@yandex.ru
    elibrary Author_id 76399
Для цитирования
Адамьянц Т. З. Смысловые барьеры в процессах социальной адаптации современной молодёжи. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 2. С. 54-68. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7303

Аннотация

В статье идёт речь об устойчивых, «живущих» в отечественном информационном пространстве смыслах и смысловых нюансах, являющихся, в силу негативного влияния на процессы социальной адаптации современной молодёжи, латентными способами ведения современных информационных войн. Анализируются особенности смысловых механизмов, создающих своеобразные барьеры для обращения части молодёжи к информационным и аналитическим материалам, объясняющих политику действующей власти (нечёткость термина «пропаганда» и перенос значений). Рассматриваются также ставшие «модными» в информационном пространстве псевдотворческие приёмы привлечения аудитории. Имеются в виду «заполошные новости», влияющие на морально-нравственный и интеллектуальный климат в социуме, а также эксплуатация интенции «всё плохо», создающей в представлениях части молодёжи тревожность, неверие в собственные возможности, негативные представления о стране и её будущем. Массовое развитие навыков понимания в сфере социальной коммуникации, и прежде всего молодёжи, является, по мнению автора, важным условием успешных процессов социализации и адаптации современной молодёжи, её умения противостоять «смысловым снарядам» современных информационных войн.
Ключевые слова:
молодёжь, социальная адаптация, информационная среда, смысл; понимание, мода, пропаганда, социоментальные группы, коммуникативные навыки, информационные (смысловые) войны, Интернет, социальный результат, картины мира

Биография автора

Тамара Завеновна Адамьянц, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудни

Литература

Адамьянц Т. З. Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний // Социологические исследования. 2019. Т. 45. № 3. С. 98–105. DOI: 10.31857/ S013216250004282-3
Адамьянц Т. З. От человека разумного – к человеку понимающему: к проблеме развития коммуникативных навыков студентов // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). 2007. № 3 (29). С. 275–279.
Адамьянц Т. З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [Электронный ресурс] // Официальный портал ИC РАН: [веб-сайт]. М.: Институт социологии РАН, 2017. 69 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020 (дата обращения: 29.01.2020).
Адамьянц Т. З. Социоментальное развитие личности как стратегическая задача России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Отв. ред. В. И. Герасимов. Вып. 11. М., 2016. Ч. 2. С. 10–13.
Адамьянц Т. З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 117–128.
Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. 6-е. М.: Книжный Дом Университет, 2015. 228 с.
Дридзе Т. М. Социальное управление и социальная коммуникация на рубеже XXI: к преодолению парадигмального кризиса в социологии // В контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования. Отв. ред. Т. М. Дридзе, Л. Н. Цой. Вып. 2. М.: Изд-во ИС РАН, 1999. С. 9–21.
Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 228 с.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 12–48.
Карпенко Е. В. Коммуникативные навыки современного человека: от теории к практике // Общественные науки. 2018. № 1. С. 408–414.
Ленин В. И. С чего начать? (1901 г.) // Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1967. Т. 5. С. 1–13.
Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М: Эксмо, 2015. 300 с. Расторгуев С. П. Информационная война. Проблемы и модели. М.: Гелиос АРВ, 2006. 240 с.
Социологическая энциклопедия в двух томах // Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 2. 863 с.
Трофимова И. Н. Снижение социального самочувствия как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. 2014. № 4. С. 50–55.
Шилова В. А. К проблеме изучения интенциональной направленности коммуникатора в процессе коммуникации // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2006. № 22. С. 38–60.
Чудновская И. Н. Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции (Москва, 9–11 июля 2015 года) М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 169–177.
Newcomb T. An Approach to the Study of Communication Acts // Psychological Review, 1953. № 60. P. 393–404.
Статья

Поступила: 31.01.2020

Опубликована: 30.06.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Адамьянц, Т. З. (2020) ’Смысловые барьеры в процессах социальной адаптации современной молодёжи’, Социологическая наука и социальная практика, 8(2), сс. 54-68. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7303.