Взаимопомощь городских родителей и взрослых детей: различия в возрастных, образовательных и доходных группах

Для цитирования
Гурко Т. А. Взаимопомощь городских родителей и взрослых детей: различия в возрастных, образовательных и доходных группах. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 3. С. 134-148. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7492

Аннотация

С 2019 г. в России реализуется Федеральный проект «Старшее поколение», который входит в один из пяти федеральных проектов (ФП) национального проекта «Демография». Смысл проекта заключается в расширении границ активной и работоспособной старости, укреплении здоровья пожилых людей, обеспечении им со стороны государства достойного ухода [Федеральный.., 2019]. Помимо государственных усилий, важны и родственные связи пожилых. Одним из индикаторов благополучия людей старшего возраста является характер их взаимоотношений со взрослыми детьми. Для анализа взаимопомощи взрослых детей и родителей в России использованы базы данных КОУЖ 2011, 2014, 2016 и 2018 гг. Сформированы подвыборки городских граждан 55–64 лет и 65 лет и старше, имеющих взрослых детей, проживающих отдельно. Описана динамика различных видов взаимопомощи, показано изменение баланса денежной взаимопомощи между родителями и взрослыми детьми в данных возрастных группах. Проанализированы различия денежной взаимопомощи и ухода за внуками по полу родителей, среди образованных/ необразованных родителей и проживающих в домохозяйствах с различным уровнем дохода в выделенных возрастных группах. Изменение моделей взаимодействия родителей и взрослых детей может стать одной из адаптивных стратегий в очередных кризисных социальных условиях в России.
Ключевые слова:
родители, дети, внуки, город, пол, возраст, образование, доход, уход, денежная помощь, услуги

Биография автора

Татьяна Александровна Гурко, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Литература

Арутюнян М. Ю. Изменение «института бабушек»: социально-психологический аспект // Народонаселение. 2012. № 1 (55). С. 76–85.

Вовк Е. Зачем нужны бабушки и дедушки? // Социальная реальность. 2006. № 4. С. 89.

Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

Гурко Т. А. Взаимоотношения родителей и взрослых детей: понятия для анализа // Социологические исследования. 2020 (в печ.)

Миронова А. Внутрисемейные межпоколенные трансферты в России. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2012. № 521–522. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0521/ tema01.php. (дата обращения: 05.03.2020).

Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире / Н. М. Римашевская [и др.]. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. 318 с.

Шапиро В. Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). М.: Мысль, 1980. 208 с.

Федеральный проект «Старшее поколение». 2019. [Электронный ресурс] // Минтруд России: [сайт]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 10.04.2020).

Albertini M. Ageing and family solidarity in Europe: Patterns and driving factors of intergenerational support. [Электронный ресурс] // World Bank Policy Research Working Paper. 2016. № 7678. URL: https://ssrn.com/abstract=2781299 (дата обращения: 20.03.2020).

Buchholz K. Where most parents support adult children financially. [Электронный ресурс] // Statista: [сайт]. Jul 10, 2019. URL: https://www.statista.com/chart/18654/share-of-parents-supporting-adults-children-by-country/ (дата обращения: 10.03.2020).

Formal child care by duration and age group. [Электронный ресурс] // eurostat: [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=tps00185&language=en (дата обращения: 10.03.2020).

Nomaguchi K., Milkie M. A. Parenthood and well‐being: A decade in review // Journal of Marriage and Family. 2020. № 82 (1). P. 198–223. DOI:10.1111/jomf.12646
Статья

Поступила: 26.04.2020

Опубликована: 26.09.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Гурко, Т. А. (2020) ’Взаимопомощь городских родителей и взрослых детей: различия в возрастных, образовательных и доходных группах’, Социологическая наука и социальная практика, 8(3), сс. 134-148. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7492.