Российская идентичность и школьное образование: современный контекст

Выражение признательности
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-011-00241 «Содержательные основы общероссийской гражданской идентичности в региональном и этнокультурном контексте»
Для цитирования
Эндрюшко А. А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 1. С. 95-110. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7875

Аннотация

В статье рассматривается конструирование российской идентичности в доктринальном пространстве сферы образования. Проанализирована эволюция государственных стандартов общего образования в постсоветский период от документов, осуществляющих только нормативно-правовое регулирование содержания школьного образования, к программным документам, формирующим воспитательные функции школы, среди которых основная – формирование российской гражданской идентичности. Приводятся результаты контент-анализа документов федеральных государственных стандартов начального, основного, общего образования нового поколения (принятых в 2009–2012 гг.). Количественный анализ текста показал, что при заявленной цели формирования российской гражданской идентичности её гражданская составляющая значительно уступает культурной, а при содержательном анализе очевидно доминирование эмоциональной и нормативно-ценностной составляющих, в то время как поведенческий аспект российской идентичности выражен крайне слабо. Делается вывод о том, что такой подход ведёт к формированию «слепого патриотизма», препятствуя развитию поведенческих аспектов гражданской идентичности и формированию общественной активности школьников.
Ключевые слова:
российская идентичность, гражданская идентичность, образование, федеральные государственные стандарты образования

Биография автора

Анна Александровна Эндрюшко, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудник

Литература

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева ; Вступ. ст. С. Баньковской. М. : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с.

2. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Пер. с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. М. : Издательство «Логос», 2004. 288 с.

3. Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной ; Ред. и послесл. И. И. Крупника. М. : Прогресс, 1991. 320 с.

4. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М. : Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с.

5. Дробижева Л. М. Политика интеграции полиэтнического российского общества в доктринальных документах, политологическом дискурсе и массовом сознании // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 134–146. DOI: 10.31857/S086904990005821-5.

6. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. C. 100–115. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09.

7. Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм ; Пер. с фр. Т. Г. Астаховой ; Под ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. М. : ИНТОР, 1996b. 77 с.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1996a. 430 с.

9. Нации и национализм / Пер с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. М. : Праксис, 2002. 416 с.

10. Паин Э. А. Между империей и нацией. Модернистский ̆ проект и его традиционалистская альтернатива в национальной̆ политике России. М. : Новое издательство, 2004. 248 с.

11. Рысакова П. И. Национальная система образования как агент формирования глобальной идентичности // Философские науки. 2010. № 10. С. 110–127.

12. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5 (385). С. 44–53.

13. Семененко И. С. Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве / И. С. Семененко, В. В. Лапкин, А. Л. Бардин, В. И. Пантин // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05.

14. Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. М. : Праксис, 2004. 466 c.

15. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. / Пер. с англ. А. А. Васильев. Спб. : Издательство «Алетейя», 1998. 308 с.

16. Benavot A. Institutional Approach to the Study of Education // International Encyclopedia of Sociology of Education / Ed. by L. Saha. Oxford, UK : Elsevier Science, 1997. P. 340–345.

17. Brubaker R. Nationalizing States Revisited: Projects and Processes of Nationalization in Post-Soviet States // Ethnic and Racial Studies. 2011. Vol. 34, № 11. P. 1785–1814.

18. Jabbour K. K. Civic education in Lebanon // Bulgarian Journal of Science and Education Policy (BJSEP). 2014. Vol. 8, № 2. P. 392–407.

19. Koh A. Working against globalization: the role of the media and national education in Singapore // Globalisation, Societies and Education. 2006. Vol. 4, № 3. P. 357–370.

20. Meyer J. W., Ramirez F. O. Comparative Education: The Social Costruction of the Modern World System // Annual Review of Sociology. 1980. Vol. 6, № 1. P. 369–397.

21. Ramirez F., Boli J. The Political Construction of Mass Schooling: European Origins and Worldwide Institutionalization // Sociology of Education. 1987. Vol. 60, № 1. P. 2–17.

22. Smith A. The Ethnic Origins of Nations. Oxford : Blackwell, 1986. 312 p.

23. Torney-Purta J. The school’s role in developing civic engagement: a study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. Vol. 6, № 4. P. 203–212.
Статья

Поступила: 23.09.2020

Опубликована: 28.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Эндрюшко, А. А. (2021) ’Российская идентичность и школьное образование: современный контекст’, Социологическая наука и социальная практика, 9(1), сс. 95-110. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7875.