Мотивация и мотивационные профили сотрудников современных организаций

  • Вера Сергеевна Харченко Уральский государственный экономический университет,  Екатеринбург, Россия verakharchenko@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0909-6550
    elibrary Author_id 622894
    ResearchID M-5086-2016
Для цитирования
Харченко В. С. Мотивация и мотивационные профили сотрудников современных организаций. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 1. С. 156-171. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7879

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивации персонала крупной финансовой компании в формате кейс-стади. Была использована методика В. И. Герчикова для определения мотивационных профилей сотрудников: инструментал, профессионал, патриот, хозяин, люмпен. Опыт исследований, проведённых по этой методике, содержит ограниченную информацию о том, как реализовать подобные исследования в организациях, и какие результаты можно получить. Особенностями реализованного исследования являются формат проведения опроса (внутренне, HR-исследование), мотивация респондентов (возможность получения персонального отчета), формат представления результатов (отчет и инфографика на внутреннем портале), широта анализа полученных данных (аналитика по отдельным категориям сотрудников) и характер исследования – прикладное. Результаты тестирования позволили понять различные аспекты мотивации и мотивационных профилей сотрудников по категориям (должность, стаж, пол). В изученной организации наиболее распространенными были профессиональные и инструментальные мотивы, однако сотрудники разных должностей различались в аспектах мотивации и в мотивационных профилях. Для руководителей более характерны профессиональные мотивы, а для специалистов – инструментальные. Стаж в компании влияет на изменение мотивации: если для новичков более характерны профессиональные и патриотические мотивы, то со временем начинают превалировать профессиональные и инструментальные. Самыми распространёнными профилями сотрудников в организации стали «инструментал» и «профессионал». Анализ различий распределения профилей сотрудников выявил, что среди руководителей больше «профессионалов» (56%), среди сотрудников, работающих с клиентами, – «инструменталов» (60%). Распространены в изученной компании сотрудники с профилями «профессионал-инструментал» и «инструментал-профессионал». Полученные результаты были учтены при корректировке действующей системы мотивации и программ развития персонала.
Ключевые слова:
мотивация, мотивационный профиль, организация, сотрудники, HR-исследование, типологическая модель Герчикова

Биография автора

Вера Сергеевна Харченко, Уральский государственный экономический университет,  Екатеринбург, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Андреев А. Л. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода / А. Л. Андреев, И. М. Новохатько, А. С. Осипова // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. № 4 (20). С. 27–45. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5518.

2. Белозерова О. Н. Диагностика мотивационных типов сотрудников на основе модели мотивационных типов А. В. Герчикова и на основе двухфакторной модели мотивации Ф. Герцберга // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 766–767.

3. Бессокирная Г. П., Попова И. М. Изменилась ли мотивация труда рабочих в 1990-е годы? (Методология изучения, результаты и перспективы исследований) // Мир России. 2005. Т. 14. № 4. С. 105–137.

4. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации (Часть 1) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2. С. 53–62.

5. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации (Часть 2) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 3. С. 3–14.

6. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление (Часть 1) // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. № 3 (31). С. 222–233.

7. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление (Часть 2) // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. № 4 (32). С. 123–133.

8. Гиберт М. Е., Громаков Е. И. Анализ мотивации сотрудников полиции на основе методологии В. И. Герчикова // Инноватика-2015 сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Томск, 21–23 мая, 2015 г.) / Под ред. А. Н. Солдатова, С. Л. Минькова. Томск, СТТ, 2015. С. 266–273.

9. Давидов П. Влияние формы собственности на мотивационный тип работника // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 9-5 (17). С. 6–9.

10. Иванова Н. В., Шульгина Н. В. Мотивационный профиль персонала малого производственного предприятия // Научный журнал Дискурс. 2016. № 2 (2). С. 320–325.

11. Кирина А. О., Полынова Л. В. Использование типологической модели В. И. Герчикова в формировании системы мотивации работников: опыт российских организаций // Вопросы экономики и права. 2015. № 87. С. 123–124.

12. Леухин А. О. Самоактуализация как условие развития человеческого капитала // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 50–53.

13. Маликова Р. А. Специфика мотивации персонала для разных категорий сотрудников на примере страховой компании // Science Time. 2014. № 1. С. 79–88.

14. Мельникова Т. Ф. Исследование типологии трудовой мотивации / Т. Ф. Мельникова, А. А. Гнеушева, Е. А. Липенин // Шаг в науку. 2018. № 3. С. 14–21.

15. Мельникова Т. Ф. Исследование лояльности персонала к компании на основе типологической модели мотивации В. И. Герчикова / Т. Ф. Мельникова, С. А. Тарануха, А. В. Мельникова, В. Л. Мельникова // Молодой учёный. 2015. № 23 (103). С. 595–599.

16. Ниденталь С. В. Анализ мотивации сотрудников на основе методологии В. И. Герчикова // Экономика и социум. 2017. № 6–2 (37). С. 1059–1062.

17. Ребров А. В. Влияние мотивационной структуры на результативность труда работников различных профессий // Социологические исследования. 2008. №5 (289). С. 74–83.

18. Ребров А. В. Факторы формирования мотивации работников // Социологические исследования. 2011. № 3 (323). С. 38–49.

19. Шухатович В. Р. Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5 (35). С. 188–192. DOI: 10.15838/esc/2014.5.35.16.

20. Liu W. Y., Cherednik M. Y. A comparative study of corporate motivation between companies in China and Belarus on the basis of Gerchikov’s motivation model // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4–1 (46). С. 142–145. DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.016.
Статья

Поступила: 19.05.2020

Опубликована: 28.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Харченко, В. С. (2021) ’Мотивация и мотивационные профили сотрудников современных организаций’, Социологическая наука и социальная практика, 9(1), сс. 156-171. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7879.