Особенности формирования доверия учащейся молодёжи к информации в медиасетях

  • Владимир Павлович Козырьков Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия kozir3@yandex.ru
    elibrary Author_id 209284
    ResearchID AAQ-6994-2021
  • Яна Владимировна Ушакова Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия yana@fsn.unn.ru
    elibrary Author_id 773500
  • Надежда Владимировна Шалютина Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия shalyut@mail.ru
    elibrary Author_id 876529
Для цитирования
Козырьков В. П., Ушакова Я. В., Шалютина Н. В. Особенности формирования доверия учащейся молодёжи к информации в медиасетях. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 2. С. 131-146. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.2.8104

Аннотация

В статье исследуются особенности формирования доверия учащейся молодёжи к информации в онлайн и офлайн коммуникативных пространствах. Для этого обосновывается теоретическая гипотеза о двоякой направленности генезиса доверия: базальной и социокультурной. Первая направленность связана с действием первичных социальных институтов, вторая – с действием вторичных институтов и социокультурных технологий. Но смысл доверия един: обладая характером социального автоматизма, оно является общим условием запуска конкретных видов отношений и деятельности людей. В этом заключается его позитивность, которая, однако, не гарантирует позитивности результата деятельности. Высказанная гипотеза проверяется анализом результатов эмпирических данных по Нижегородской области. Проводится анализ критериев формирования доверия к источникам информации в Интернете, раскрываются его качественные уровни и показывается, как онлайн-взаимодействие в информационном пространстве способствует становлению качественно новой формы доверия – социокультурной.
Ключевые слова:
доверие, уровни доверия, учащиеся, социальные институты, медиасети

Биографии авторов

Владимир Павлович Козырьков, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
доктор социологических наук, профессор
Яна Владимировна Ушакова, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
кандидат социологических наук, доцент
Надежда Владимировна Шалютина, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 192 с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.

3. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.

4. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. Т. 2, № 1. 2002. С. 42–70.

5. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: учебное пособие. М. : Аспект-Пресс, 2011. 190 с.

6. Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура // Новое литературное обозрение. 2012. № 5 (117). С. 249–280.

7. Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования: монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова [и др.] ; Под. ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2020. 382 с.

8. Завершинский К. Ф. «Политическое доверие» как символический источник социальных изменений в политических сетях // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 8, № 3. С. 62–75.

9. Зинченко В. П. Психология доверия. 2-е испр. и доп. изд. Самара : Издательство СИОКПП, 2001. 104 с.

10. Ильин Е. П. Психология доверия. СПб. : Питер, 2013. 288 с.

11. Кавеева А. Д., Сабурова Л. А., Эстрина Ю. Ю. Ускользающее доверие в цифровых коммуникациях: что связывает пользователей в виртуальных сообществах? // Антиномии. 2019. Т. 19, № 4. С. 45–65. DOI: 10.24411/2686-7206-2019-00008.

12. Козырьков В. П. «Телевизионный» человек // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2001. № 1. С. 73–78.

13. Козырьков В. П., Придатченко М. В., Кирина О. А. Раскрытие потенциала социальных сетей как направление современной культурной политики // Вестник Нижегородского университета Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 66–74.

14. Козырьков В. П., Ситникова Е. Л. Отношение студенческой молодёжи к деятельности СО НКО в цифровом обществе: информированность и развитие человеческого капитала // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 128–138. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.3.9.

15. Кон И. С. Дружба : Этико-психол. очерк. М. : Политиздат, 1980. 255 с.

16. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М. : Институт психологии РАН, 2008. 569 с.

17. Левада Ю. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7–12.

18. Михеев Е. А., Нестик Т. А. Дезинформация в социальных сетях: состояние и перспективы психологических исследований // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 5–20. DOI: 10.17759/sps.2018090201.

19. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2001; 175 с.

20. Осипова И. И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления. Н. Новгород : НИСОЦ, 2009. 208 с.

21. Раттер М. Помощь трудным детям / Майкл Раттер ; пер. с англ. О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе ; общ. ред. А. С. Спиваковской ; предисл. О. В. Баженовой, А. Я. Варга. М. : Прогресс, 1987. 424 с.

22. Ребеко Т. А. Психосоматические заболевания как поиск собственного Я // Научнопедагогическое обозрение. 2020. № 1 (29). С. 174–181. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-174-181.

23. Селигмен А. Проблема доверия / А. Селигмен ; перевод с английского И. И. Мюрберг, Л. В. Соболевой. М. : Идея-Пресс, 2002. 256 с.

24. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.

25. Шалютина Н. В., Придатченко М. В., Ситникова И. В. Роль социальных медиа в формировании межличностного доверия у молодёжи // Вестник Нижегородского университета Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 135–140.

26. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. 2006. № 4. С. 8–15.

27. Штомпка П. Доверие – основа общества. М. : Логос, 2012. 445 с.

28. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Изд. 2-е, прераб. и доп. СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 2002. 592 с.

29. Laura A. Stockdale, Sarah M. Coyne, Laura M. Padilla-Walker. Parent and Child Technoference and socioemotional behavioral outcomes: A nationally representative study of 10- to 20-year-Old adolescents // Computers in Human Behavior. 2018. № 88. P. 219–226. URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S074756321830311X?via%3Dihub (дата обращения: 20.11.2020).

30. Teodora Gaidytė. Trust in mature and postcommunist democracies // ISA : [сайт]. DOI: 10.1177/20568460136. URL: https://sociopedia.isaportal.org/resources/resource/trust-in-mature-and-postcommunist-democracies/ (дата обращения: 20.11.2020).
Статья

Поступила: 30.12.2020

Опубликована: 30.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Козырьков, В. П., Ушакова, Я. В. и Шалютина, Н. В. (2021) ’Особенности формирования доверия учащейся молодёжи к информации в медиасетях’, Социологическая наука и социальная практика, 9(2), сс. 131-146. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.2.8104.