Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала

Для цитирования
Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 2. С. 82-95. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.2.8106

Аннотация

В статье определены предпосылки разработки профессионального стандарта «Демограф», что является основополагающим этапом для формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития. Контент-анализ утверждённых / действующих документов выявил отсутствие профессионального и образовательного стандартов подготовки специалистов в области демографии. Обобщение и анализ информации о предметной области выявили существующие проблемы, прежде всего, в сфере государственного управления в области обеспечения демографической безопасности. Синтез современных методологических подходов позволил сформулировать заключение о том, что демография как самостоятельный вид деятельности (наряду с практической, научной и др.) имеет свои специализированные (демографические) технологии и в современных условиях назрела острая необходимость подготовки профессиональных кадров – «демографов». Сопоставление Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) и International Standard Classification of Education (ISCED) и сформировавшаяся потребность в специалистах-демографах явились основанием для реализации в Институте демографических исследований ФНИСЦ РАН (далее – ИДИ ФНИСЦ РАН) инициативного проекта по разработке профессионального стандарта «Демограф», что определяет условия и возможности развития образования в области демографии. Пул разработчиков даёт возможность максимально объёмно сформулировать профессиональные знания и умения (компетенции) как специфического, так и междисциплинарного характера, что определяет возможности работы специалистов-демографов в различных областях науки и практики. В профессиональном стандарте «Демограф» будут полно представлены и систематизированы единые требования к трудовой деятельности, а также сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций. Цель исследования заключается в разработке системного подхода к формированию новой модели кадрового потенциала в области демографического развития. Разработка профессионального стандарта «Демограф» представляется базовым этапом формирования современной системы подготовки высококвалифицированных кадров. В результате принятия / утверждения профессионального стандарта «Демограф» раскроются возможности осуществления подготовки специалистов-демографов как в рамках реализующихся сегодня направлениях образования, так и в перспективе выделить самостоятельное направление подготовки высшего образования «Демограф», разработать образовательные стандарты уровней бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова:
демограф, профессиональный стандарт, кадровый потенциал, образование в области демографии, национальный проект «Демография»

Биографии авторов

Тамара Керимовна Ростовская, ИДИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор,  заместитель директора по научной работе
Ольга Анатольевна Золотарева, ИДИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Литература

1. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В., Золотарева О. А. Оценка демографических установок глазами мужчин и женщин в условиях дефицита рождаемости // Женщина в российском обществе. 2021. Специальный номер. С. 121–135. DOI: 10.21064/WinRS.2021.0.8.

2. Рыбаковский Л. Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию? // Рыбаковский Л. Л. : [сайт]. 2011. URL: http://rybakovsky.ru/demografia8a4.html (дата обращения: 24.02.2021).
Статья

Поступила: 24.04.2021

Опубликована: 30.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ростовская, Т. К. и Золотарева, О. А. (2021) ’Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала’, Социологическая наука и социальная практика, 9(2), сс. 82-95. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.2.8106.