Карьерный путь преподавателей высшей школы

Выражение признательности
Статья выполнена при поддержке РНФ. Проект №19-18-00485 «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности».
Для цитирования
Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 1. С. 24-40. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859

Аннотация

В статье представлен анализ нарративных описаний ключевых этапов карьеры и типовых траекторий карьерного пути научно-педагогических сотрудников отечественных университетов. Определены мотивы и установки преподавателей, влияющие на принятие ими решения относительно продолжения академической карьеры или её прекращения. Проведено изучение карьерных траекторий и мотивации вовлечённости научно-педагогических работников в академический рынок труда. Опираясь на полученные нами результаты, выделены три ключевых карьерных трека: 1) внутрикорпоративный (классический инбридинг) – выпускник трудоустраивается в тот же университет, который окончил; 2) внутрипрофессиональный – специалист выбирает в качестве места работы академическую сферу за пределами родного вуза; 3) смешанный (академический/неакадемический) трек – после окончания вуза индивид может сразу или спустя время покинуть академическую сферу, но позже вернуться в высшую школу на должность научно-педагогического работника. Изучение биографических нарративов научно-педагогических работников высшей школы показало наличие восьми этапов академической карьеры, связанных с: получением высшего образования, наличием опыта работы и последующим трудоустройством, получением учёной степени кандидата наук или второго высшего образования, карьерными изменениями после защиты кандидатской диссертации, получением учёной степени доктора наук и последующими карьерными изменениями и получением статуса члена-корреспондента или академика РАН. Обозначенные этапы создают для научно-педагогического работника определённую «развилку» (потенциальную возможность): продолжить движение по обозначенному треку или изменить траекторию карьерного пути. Исследование проведено методом полуформализованного интервью 135 научно-педагогических работников шести российских вузов – Тюменского государственного университета, Томского государственного университета, Санкт-Петербургского  политехнического университета, Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), Дальневосточного федерального университета, Балтийского федерального университета.
Ключевые слова:
карьера, карьерные траектории, преподаватель, научно-педагогический работник, карьерный рост, высшее образование, академическая карьера, призвание, профессиональное самоопределение, академический инбридинг

Биография автора

Галина Зиновьевна Ефимова, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Аблажей А. М. «Отцы» и «дети» в Российской науке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8, № 4. С. 78–84.

2. Валиахметов P. М. Факторы формирования жизненного пути профессиональных династий / P. М. Валиахметов, М. С. Туракаев // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 1. С. 58–71. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-5.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 707–735.

4. Голубева Т. С. Трактовка понятия «карьера» в разрезе современных тенденций // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 28–30. DOI: 10.24158/spp.2017.8.4.

5. Горелов Н. А. Энциклопедия труда и занятости / Н. А. Горелов, А. И. Тучков. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1997. 239 с.

6. Иванова Н. Л. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе / Н. Л. Иванова, Е. П. Попова // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184–206. DOI: 10.17323/18149545-2017-1-184-206.

7. Ловаков А. В. Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109–128. DOI: 10.17323/1814-95452015-2-109-128.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

9. Социологическая энциклопедия. В 2 т. / Рук. научного проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов ; Национальный общественно-научный фонд. М. : Мысль, 2003. 863 с.

10. Фадеева Е. С. Карьерные ориентации преподавателей исследовательского университета // Регионология. 2012. № 3 (80). С. 117–121.

11. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. : Экономика, 1990. 176 с.

12. Фоменко А. В. Карьерная стратегия в профессиональной деятельности человека // Профессиональная ориентация. 2019. № 1. С. 114–118.

13. Форсайт для карьерного развития / А. Кононюк, А. Паяк, А. Э. Гудановска [и др.] // Форсайт. 2020. Т. 14, № 2. С. 88–104. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.2.88.104.

14. Aranya N. A Reexamination of Accountants’ Organizational-Professional Conflict / N. Aranya, K. R. Ferris // The Accounting Review. 1984. Vol. 59, № 1. P. 1–15.

15. Aranya N. Organizational-Professional Conflict among U.S. and Israeli Professional Accountants / N. Aranya, K. R. Ferris // The Journal of Social Psychology. 1983. Vol. 119, № 2. P. 153–161.

16. Gouldner A. W. Cosmopolitans and Locals: Toward an Analysis of Latent Social Roles-II // Administrative Science Quarterly. 1958. Vol. 2, № 4. P. 444–480.

17. Gouldner A. W. Cosmopolitans and Locals: Toward an Analysis of Latent Social Roles-I // Administrative Science Quarterly. 1957. Vol. 2, № 3. P. 281–306.

18. Gunz H. P. Professional/Organizational Commitment and Job Satisfaction for Employed Lawyers // Human Relations. 1994. Vol. 47, № 7. P. 801–828.

19. Horta H. The role of academic inbreeding in developing higher education systems: Challenges and possible solutions / H. Horta, M. Yudkevichc // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 113, Part B. P. 363–372. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.06.039.

20. Super D. E. Career education and the meaning of work. Washington : U.S. Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off. 1976. 47 р.
Статья

Поступила: 06.07.2021

Опубликована: 16.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ефимова, Г. З. (2022) ’Карьерный путь преподавателей высшей школы’, Социологическая наука и социальная практика, 10(1), сс. 24-40. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859.