Социальные представления российских школьниц о семье и раздельное по полу образование: полевое квазиэкспериментальное исследование

  • Владимир Владимирович Солодников Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия Solodnikovv@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3440-9096
    elibrary Author_id 440561
    ResearchID AFY-9107-2022
  • Ирина Витальевна Солодникова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия 14a20ivs@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1825-0097
    elibrary Author_id 630671
    ResearchID AFY-9353-2022
Для цитирования
Солодников В. В., Солодникова И. В. Социальные представления российских школьниц о семье и раздельное по полу образование: полевое квазиэкспериментальное исследование. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 1. С. 73-94. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8861

Аннотация

Цель настоящей статьи – анализ влияния раздельного по полу образования на социальные представления российских школьниц о семье. В качестве методологии исследования используется подход социального конструктивизма и полевой квазиэкспериментальный метод. Раздельное (по полу) среднее образование является социальным феноменом современной России. Замеры общественного мнения обнаруживают, что оно использует практически одни и те же аргументы как «за», так и «против» такого обучения. В тоже время выявлена взаимосвязь между таким обучением и школьной успеваемостью по гендерно сенситивным учебным предметам. Высшее профессиональное образование (раздельное по полу) обычно связано с получением военной специальности и касается, главным образом, мужчин. Выявлены некоторые личностные особенности и специфика межличностных отношений военнослужащих (в т.ч. девушек-курсантов). Наконец, изучены специфика детско-родительских отношений и некоторые личностные особенности детей, воспитывающихся в семьях профессиональных военных. В российской исследовательской традиции известны две строгих дефиниции семьи. При этом неочевидно, насколько они согласуются с социальными представлениями «человека с улицы», особенно девушек, планирующих создание семьи. В настоящее время есть ряд исследований, выявляющих социальные представления о семье молодых людей, не состоящих в браке. Но их результаты трудно сопоставимы друг с другом и не всегда методически корректны. Полученные данные позволяют сделать следующие основные выводы: раздельное по полу обучение девушек-подростков как независимая переменная предопределило особенности их социальных представлений о семье, которые лучше согласуются с дефиницией С. И. Голода и носят нормативный характер (доминирование кровнородственных связей и нуклеарной семьи). Но при этом ряд социальных общностей метафорически воспринимается как «семья», и в целом для различных (не)семейных общностей характерна более «мягкая» оценка. А взаимосвязь выявленных социальных представлений о семье с особенностями детско-родительских отношений нуждается в специальном изучении.
Ключевые слова:
социальные представления, семья, раздельное по полу образование, полевой квазиэксперимент

Биографии авторов

Владимир Владимирович Солодников, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор
Ирина Витальевна Солодникова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Алексеенко Т. А., Енакаева Е. В. Особенности представлений о будущей семье у молодёжи, выросшей в условиях дисфункциональности родительской семьи // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 14–26.

2. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. М. : Изд-во МГУ ; Изд-во ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 c.

3. Берг Т. Н., Городилова Е. А. Удовлетворённость браком в семьях военнослужащих // Вестник морского университета. 2007. № 21. С. 137–143.

4. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–20.

5. Голод С. И. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С. И. Голод, В. А. Клецин. СПб. : С.-Петерб. филиал Ин-та социологии РАН, 1994. 42 c.

6. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с.

7. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 147–152.

8. Емельянова Т. П., Шмидт Д. А. Романтические отношения и брак в социальных представлениях поколений миллениалов и бэби-бумеров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 1. С. 29–43. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-29-43.

9. Ильин В. А., Свирин Д. В. Психосоциальное развитие высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных военнослужащих срочной службы // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 1. С. 144–161. DOI: 10.17759/sps.2018090110.

10. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Сост. и общ. ред. М. И. Бобневой ; вступ. статья Г. М. Андреевой. М. : Прогресс, 1980. 392 с.

11. Локтаева С. А. Специфика проявления личностных свойств детей в семьях профессиональных военнослужащих. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.

12. Психология субъективной семантики : истоки и развитие : [монография] / М. М. Абдуллаева [и др.]; под ред. И. Б. Ханиной, Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 471 с.

13. Раздельное обучение // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М. : Большая российская энциклопедия, 1999. С 245–246.

14. Раздельное обучение: плюсы и минусы. Лекция И. С. Кона // Полит.ру: [сайт]. 18.11.2008 г. URL: https://polit.ru/article/2008/11/18/kon/ (дата обращения: 12.10.2020).

15. Солодников В. В. Семья и семейные группы: к уточнению понятий и перспектив исследования // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 1(10). C. 43–56.

16. Солодников В. В., Солодникова И. В. Социальные представления молодёжи о семье в кросс-культурной перспективе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 3 (5). С. 91–111.

17. Солодников В. В., Солодникова И. В. Идентичность личности и социальные представления о семье воспитанниц пансиона МО РФ // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве. М. : Московский институт психоанализа ; Когито-Центр, 2019. С. 39–51.

18. Солодников В. В., Солодникова И. В. Социальные представления о семье воспитанниц пансиона Министерства обороны РФ и студенток: сравнительный анализ // Социальные процессы современной России / Под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой: В 2-х т. Т. 1. Н. Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2020. С. 503–509.

19. Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В., Гурьянчик В. Н. Исследование социальных стереотипов феминности у обучающихся военных и гражданских вузов // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 35–41.

20. Троицкая Е. А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников подросткового и юношеского возраста. Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2012.

21. Швецова М. Н., Собченко М. Р. Образ семьи в представлениях поколения детей и родителей (поколения Y и Z) // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2018. Вып. 2. С. 36–40. DOI: 10.25586/RNU.V925X.18.02.P.036.

22. Шмерлина И. А. Раздельное обучение в школах: преимущества и недостатки // ФОМ. База данных: [сайт]. 10.01.2008. URL: https://bd.fom.ru/report/map/d080124 (дата обращения: 15.10.2020).

23. Weigel D. J. The Concept of Family An Analysis of Laypeople’s Views of Family // Journal of Family Issues. 2008. Vol. 29. no. 11. pp. 1426–1447.
Статья

Поступила: 15.03.2021

Опубликована: 16.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Солодников, В. В. и Солодникова, И. В. (2022) ’Социальные представления российских школьниц о семье и раздельное по полу образование: полевое квазиэкспериментальное исследование’, Социологическая наука и социальная практика, 10(1), сс. 73-94. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8861.