Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство

  • Декабрина Михайловна Винокурова СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия dorofdm1@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7985-4134
    elibrary Author_id 606609
    ResearchID AAO-5409-2020
  • Нюргун Романович Максимов СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия nr.maximov@s-vfu.ru
  • Цзян Хуа Исследовательский институт высшего образования Харбинского политехнического университета, Харбин, КНР hjiang@hit.edu.cn
Для цитирования
Винокурова Д. М., Максимов Н. Р., Хуа Ц. Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 1. С. 41-57. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8868

Аннотация

В статье анализируются социальные траектории с целью выявления дифференцирующих факторов динамической структуры повседневной коммуникации студентов КНР на Дальнем Востоке РФ, на которые влияет их выбор. Эмпирические данные основываются на двух исследованиях, проведённых сотрудниками Института Востока, Исследовательского института высшего образования Харбинского политехнического университета и межкафедральной социологической лаборатории ФЭИ СВФУ в 2017 и 2019 гг. Методологический подход исследования, исходящий из теории социального пространства, позволяет условно выделить образовательное поле и виды соседско-бытовых субполей. В качестве структуры таких полей повседневной коммуникации в иноэтничной среде выделены: длительность пребывания студентов в зависимости от образовательных программ, уровень владения русским языком, место проживания, соседи по комнате в общежитии, уровень материального достатка семьи студентов. Безусловно, ни в коей мере не отрицается, что основной тон в жизнедеятельности студентов задаёт когнитивная среда процесса обучения. Полученные данные позволяют условно выделить в повседневной внеучебной жизни студентов три вида соседско-бытовых субполей: к первым можно отнести проживающих со своими соотечественниками студентов, часть из которых, быстро адаптировавшись к местным условиям, может испытывать трудности в овладении русским языком – соответственно, и в целом в учёбе. Ко вторым видам могут быть отнесены респонденты, изъявившие желание проживать с представителями местного студенческого сообщества для более тесного контакта с ними с целью лучшего усвоения русского языка. Безусловно, они испытывают трудности на начальном этапе адаптации, что может быть затем компенсировано достижением поставленной цели, хорошим владением русским языком, установкой дружеских отношений, не только с соседями по комнате, и т. п. Третий вид могут формировать те, кто изначально на достаточном уровне овладел русским языком, кто может без проблем общаться и обучаться в России. Они могут проживать как со своими земляками, так и с российскими студентами.
Ключевые слова:
сотрудничество РФ и КНР, образовательная миграция, выбор специальности, виды повседневных субполей, культурный капитал, материальный достаток, поликультурная среда

Биографии авторов

Декабрина Михайловна Винокурова, СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
кандидат социологических наук, Институт психологии
Нюргун Романович Максимов, СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
директор департамента, проректор по международному сотрудничеству
Цзян Хуа, Исследовательский институт высшего образования Харбинского политехнического университета, Харбин, КНР
PhD, профессор, директор

Литература

1. Арефьев А. Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54–66.

2. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований. 2014. URL: https://5top100.ru/upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty.pdf (дата обращения: 13.11.2020).

3. Арефьев А. Л. В 2015 году в России будет учиться ещё больше китайских студентов. Интервью журналу Министерства просвещения КНР «Мировое образование» // Министерство науки и образования Российской Федерации: [сайт]. URL: https://5top100.ru/news/12982/?sphrase_id=14647 (дата обращения: 23.12.2020).

4. Бакштановский В. И. Предисловие редактора // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 51. Этика профессии как ценностный ориентир проектирования миссии университета. С. 6–8.

5. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Начала. Choses dites / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1994. С. 181–207.

6. Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Начала. Choses dites / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1994. С. 208–221.

7. Ларин А. Г. Китайская образовательная миграция в России: невесёлая картина // Общество и государство в Китае. 2012. № 42. С. 285–289.

8. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей системы / Пер. с нем. И. Д. Газиева; под ред. Н. А. Головина. СПб. : Наука, 2007. 641 с.

9. Масловский М. В. Межкультурное взаимодействие и социальные поля: новые теоретические подходы в европейской и американской социологии // Социологические исследования. 2016. № 7 (387). С. 11–18.

10. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / М. Карной [и др.]; пер.. с англ. М. С. Добряковой, Л. Ф. Пирожковой; под науч. ред. перевода М. С. Добряковой. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. 525 с.

11. Общественная палата РФ. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад общественной палаты Российской Федерации. Москва 2007 г. // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 1–103.

12. Согомонов А. Ю. «Устойчивый университет» (инновации, постуниверситет, этика) // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 51. Этика профессии как ценностный ориентир проектирования миссии университета. С. 112–126.

13. Федосов Е. А. Китайский студент в Томском государственном университете: ценности, мотивации, бытовая адаптация // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 5 (37). С. 128–133.

14. Фрумин И. Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999. 250 с.

15. Jepperson R. Institutions, institutional effects, and institutionalization. The New Institutionalism in Organizational Theory. Chicago, in W. Powell and P. DiMaggio (ed.) Il.: University of Chicago Press. 1991. Р. 143–163.

16. Çakmaklı, Anıl Divarcı, Boone Ch., Arjen van Witteloostuijn. When does globalization lead to local adaptation? The emergence of hybrid Islamic schools in Turkey, 1985–2007 // American Journal of Sociology. 2017. Vol. 122, № 6. Р. 1822–1868.

17. Emirbayer M., Mishe A. What is Agency // American Journal of Sociology.1997. Vol. 103, Р. 962–1023.

18. Kagan Henya, Jo Cohen. Cultural adjustment of international students // Psychological Science. 1990. № 2. Р. 133–137.

19. 陈慧 留学生中国社会文化适应性的社会心理研究/北京师范大学学报(社会 科学版) 2003年第6期(总第180期) 北京师范大学心理学院,北京100875 135–142 页 Chen Hui. Socio-psychological research on the social and cultural adaptation of foreign students in China // Beijing Educational University. 2003. № 6 (general № 180). P. 135–142.

20. 陈强,文雯, “一带一路”倡议下来华留学生教育:使命、挑战和对策/ 高校教育管理,第12卷第3期 2018年5月 “一带一路”与高等教育. Chen Qiang, Wen Wen. China’s Belt and Road Initiative in relation to the education of foreign students: challenges, problems and alternatives // Higher Education Management Journal. 2018. Vol. 12, № 3 May. P. 28–33.

21. 陈丽伊莉曼艾孜买提,“一带一路”沿线国家来华留学教育近10年发展变化与策略研究/ 比较教育研究 2016年第10期 (总第321期) 27-36 页. Chen Li,Yiliman·Ai-zi-mai-ti. Study on the Development and Strategies for the Education of Students’ from Countries along ‘the Belt and Road’in China In Recent Decade // International and Comparative Education Journal. 2016. № 10 (common number 321). P. 27–36.

22. 方宝,武毅英, 高等教育来华留学生的变化趋势研究 一基于近十五年统计数据的分析/ 高等教育研究 第39卷第2期, 2016年2月19-30 页. Fan Bao, Wu Ying. A study of trends in overseas Chinese students in higher education. Analysis based on statistical data over the past 15 years // Journal of Higher Education. 2016. February. P. 19–30.

23. 郑刚,马乐, “一带一路”战略与来华留学生教育:基于2004-2014的数据分析/ 教育与经济 2016年第4期 77-82 页 (华中师范大学教育学院湖北武汉430079) Zheng Gang, Ma Le. China’s silk road initiative and the education of chinese foreign students: an analysis based on data from 2004–2014 // Journal of Education and Economics. 2016. № 4. P. 77–82.
Статья

Поступила: 25.09.2021

Опубликована: 16.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Винокурова, Д. М., Максимов, Н. Р. и Хуа, Ц. (2022) ’Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство’, Социологическая наука и социальная практика, 10(1), сс. 41-57. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8868.