Практический опыт рекрутирования целевой выборки с помощью социальных сетей: кейс опроса о ностальгии по советскому

  • Роман Николаевич Абрамов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт социологии ФНИСЦ РАН socioportal@yandex.ru
Для цитирования
Абрамов Р. Н. Практический опыт рекрутирования целевой выборки с помощью социальных сетей: кейс опроса о ностальгии по советскому // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2019. № 48. С. 83-112.

Аннотация

Цифровизация сферы социологических опросов затрагивает все этапы их проведения. Рекрутирование респондентов с помощью социальных сетей является одной из относительно новых возможностей организации социологических опросов. Данная статья обобщает зарубежный опыт в этой области и предлагает описание практического опыта рекрутирования целевой выборки с помощью социальных сетей. Зарубежные исследователи используют потенциал набора респондентов в социальных сетях для работы со скрытыми популяциями, представителей которых сложно достичь с помощью обычных способов приглашения к участию или если опрос проводится по сензитивным темам. Основная часть опубликованных работ основана на результатах проектов, связанных с медицинской тематикой, включая изучение зависимости от алкоголя, табакокурения, наркотиков, проблемы с ментальным здоровьем, отношение к спорту и здоровому образу жизни и т.д. Подобный способ рекрутирования имеет ограничения методического и содержательного характера. В статье предложен авторский опыт использования рекрутирования респондентов онлайн, в основном с помощью социальной сети Facebook. Респонденты рекрутировались для опроса, посвященного отношению жителей России к позднему советскому периоду. По итогам организации рекрутирования в социальных сетях выявлены оптимальные с точки зрения финансо-вых затрат и полученных результатов практические подходы к набору участников исследования таким образом. Также показаны методические ограничения и сделан вывод о возможности применения этой техники, особенно при проведении опросов в учебных целях.
Ключевые слова:
выборка, рекрутирование, онлайн-исследование, социальные сети, скрытые совокупности, ностальгия, социальная память, отклик, сензитивная тема

Биография автора

Роман Николаевич Абрамов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт социологии ФНИСЦ РАН
Доктор социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школаэкономики», старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Литература

Couper M. Review: Web Surveys: A Review of Issues and Approaches // Public Opinion Quarterly. 2000. Vol. 64. No. 4. P. 464–494.

Friсker R.D. Sampling Methods for Web and E-mail Surveys // The SAGE Handbook of Methods Research Online / Ed. N. Fielding, R. Lee, G. Blank. Los Angeles: Sage, 2008. P. 195–216.

Alvarez R.M., Sherman R.P., Van Beselaere C. Subject Acquisition for Web-based Surveys // Political Analysis. 2003. Vol. 11. No. 1. Р. 23–43.

Девятко И.Ф. Инструментарий онлайн-исследований: попытка каталоги¬зации // Онлайн исследования в России 3.0 / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Кодекс, 2012. С. 17–31.

Thornton L.K. et al. Recruiting for Addiction Research via Facebook // Drug and Alcohol Review. 2016. Vol. 35. No. 4. P. 494– 502.

Balfe M., Doyle F., Conroy R. Using Facebook to Recruit Young Adults for Qualitative Research Projects: How Difficult Is It? // Computers, Informatics, Nursing. 2012. Vol. 30. No. 10. P. 511–515.

Akard T., Wray S., Gilmer M. Facebook Advertisements Recruit Parents of Children with Cancer for an Online Survey of Web-based Research Preferences // Cancer Nursing. 2015. Vol. 38. No. 2. P. 155–161.

Gilligan C., Kypri K., Bourke J. Social Networking versus Facebook Adver¬tising to Recruit Survey Respondents: a Quasi-experimental Study // JMIR Research Protocol. 2014. Vol 3. No. 3. P. 1–10.

Hernandez-Romieu A. et al. The Comparability of Men Who Have Sex with Men Recruited from Venue–time–space Sampling and Facebook: a Cohort Study // JMIR Res Protocol. 2014. Vol. 3. No. 3. P. 11–21.

Close S. et al. Using Information Technology and Social Networking for Recruit¬ment of Research Participants: Experience from an Exploratory Study of Pediatric Kline¬felter Syndrome // Journal of Medical Internet Researches. 2013. Vol. 15. No. 3. P. 10–21.

Batterham P.J. Recruitment of Mental Health Survey Participants using Internet Advertising: Content, Characteristics and Cost Effectiveness // International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2014. Vol. 23. No. 2. P. 184–191.

Lohse B. Facebook Is an Effective Strategy to Recruit Low-income Women to Online Nutrition Education // Journal of nutrition education behavior. 2012. Vol. 45. No. 1. P. 69–76.

Barratt M., Ferris J., Lenton S. Hidden Populations, Online Purposive Sampling, and External Validity: Taking off the Blindfold // Field Methods. 2015. Vol. 27. No. 1. P. 3–21.

Barratt M., Lenton S. Representativeness of Online Purposive Sampling with Australian Cannabis Cultivators // International Journal of Drug Policy. 2015. Vol. 26. No. 3. P. 323–326.

Ramo D., Prochaska J.J. Broad Reach and Targeted Recruitment using Facebook for an Online Survey of Young Adult Substance Use // Journal of Medical Internet Research. 2012. Vol. 14. No. 1. P. 1–10.

Schneider S.J., Westat A.B.-G., Westat G.T. Facebook as a Tool for Respondent Tracing // Survey Practice. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 1–6.

Мавлетова А.М., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Как влияет приглашение на отклик в онлайн-опросах? // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова М.: МИК, 2016. C. 161–185.

Berry D.M., Bass C.P. Successfully Recruiting, Surveying, and Retaining College Students: a Description of Methods for the Risk, Religiosity, and Emerging Adulthood Study // Research in Nursing & Health. 2012. Vol. 6. No. 35. Р. 659–670.

Bolanos F. et al. Using Facebook to Maximize Follow-up Response Rates in a Longitudinal Study of Adults Who Use Methamphetamine. Substance Abuse // Research and Treatment. 2012. No. 6. P. 1–11.

Daniel C.L., Brooks C.M., Waterbor J.W. Approaches for Longitudinally Tracking Graduates of NCI-funded Short-term Cancer Research Training Programs // Journal of Cancer Education. 2011. Vol. 26. No. 1. P. 58–63.

Jones L., Saksvig B.I., Grieser M., Young D.R. Recruiting Adolescent Girls into a Follow-up Study: Benefits of Using a Social Networking Website // Contemporary Clinical Trials. 2012. Vol. 33. No. 2. P. 268–272.

Nwadiuko J.P., Isbell A.J., Zolotor J., Kotch J.B. Using Social Networking Sites in Subject Tracing // Field Methods. 2011. Vol. 23. No. 1. P. 77–85.

Liu M. Comparing Data Quality between Online Panel and Intercept Samples // Methodological Innovations. 2016. Vol. 9. Р. 1–11.

Fenner Y., Garlan S. Web-Based Recruiting for Health Research Using a Social Networking Site: An Exploratory Study // Journal of Medical Internet Research. 2012. Vol. 14. No. 1. P. 1–20.

Pedersen E.R. et al. Using Facebook to Recruit Young Adult Veterans: Online Mental Health Research // JMIR Research Protocol. 2015. Vol. 4. No. 2. P. 1–17.

Woolley P., Peterson M. Efficacy of a Health-Related Facebook Social Network Site on Health-Seeking Behaviors // Social Marketing Quarterly. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 29–39.

Bhutta C.B. Not by the Book: Facebook as a Sampling Frame // Sociological Methods & Research. 2012. Vol. 41. No. 1. P. 57–88.

Antoun C., Zhang C., Conrad F.G., Schober M.F. Comparisons of Online Recruitment Strategies for Convenience Samples: Craigslist, Google AdWords, Face¬book, and Amazon Mechanical Turk // Field Methods. 2016. Vol. 28. No. 3. P. 231–246.

Мануйлов В. «Улица Московская»: аудитория с превышением. 2019. 20 апреля. URL: http://ym-penza.ru/mneniya/tochka-zreniya/item/5111-ulitsa-moskovskaya-auditoriya-s-prevysheniem (дата обращения: 31.07.2019).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Абрамов, Р. Н. (2019). Практический опыт рекрутирования целевой выборки с помощью социальных сетей: кейс опроса о ностальгии по советскому. Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), (48), 83-112. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/soc4m/article/view/6790
Раздел
ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ