Опрос глухих в социологическом исследовании: когнитивные и коммуникативные аспекты

  • Никита Викторович Большаков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» nbolshakov@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8976-7248
    ResearchID L-8813-2015
  • Владислав Владимирович Колесников Государственный исторический музей, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Москвы № 52 kolesnikovvv@shm.ru

Аннотация

Запрос на формирование инклюзивного общества со стороны государства, населения и различных организаций ставит перед исследователями задачу изучения представителей разных социальных групп, в том числе уникальных по своим когнитивным и коммуникативным характеристикам. Одной из таких групп являются глухие и слабослышащие, значительно отличающиеся от остальных людей с инвалидностью по культурным и языковым основаниям. Данная статья посвящена рассмотрению трудностей, с которыми сталкиваются социологи при интервьюировании глухих и слабослышащих. Авторы рассматривают основные когнитивные и коммуникативные особенности данной группы, оказывающие влияние на ход интервью, роль жестового языка в восприятии социологического опроса (в том числе в письменной форме), анализируют специфику вопросно-ответной коммуникации с глухими респондентами, которая заключается, в первую очередь, в затрудненном семантическом и контекстуальном понимании вопросов, а также описывают специфику восприятия информации респондентами с нарушениями слуха с использованием конкретных примеров из исследовательской практики. На основании экспертных интервью и методической рефлексии результатов нескольких эмпирических исследований авторы предлагают возможные пути повышения качества коммуникации между слышащим исследователем и глухим респондентом, а также увеличения валидности получаемых в ходе опроса данных.
Ключевые слова:
коммуникация, глухие, жестовый язык, методология опроса, социология инвалидности

Биографии авторов

Никита Викторович Большаков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации, младший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Владислав Владимирович Колесников, Государственный исторический музей, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Москвы № 52
Куратор программ доступности Государственного исторического музея, педагог дополнительного образования Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Москвы № 52

Литература

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 50–58.



Jones L., Pullen G. Cultural Differences: Deaf and Hearing Researchers Working Together // Disability, Handicap & Society. 1992. Vol. 7. №. 2. P. 189–196.



Ladd P. Understanding Deaf Culture: In Search of Deafhood. Clevedon: Multilingual Matters, 2003.



Temple B., Young A. Qualitative Research and Translation Dilemmas // Qualitative Research. 2004. Vol. 4. №. 2. P. 161–178.



Young A., Ackerman J., Kyle J. Looking on: Deaf People and Organization of Services. Bristol: Policy Press, 1998.



Здравоохранение в России 2017. Статистический сборник. М.: РОССТАТ, 2017.



Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / А.Я. Бурдяк [и др.]. М.: Дело; РАНХиГС, 2017.



Большаков Н.В., Астахова Н.В. Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция? // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 1. С. 51–66.



Большаков Н.В. «У слышащих больше возможностей для жизни»: проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 571–584.



Зозуля Т. Комплексная реабилитация инвалидов. М.: Academia, 2005.



Карпова Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы доступности // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 74–80.



Наберушкина Э. Стратификационный анализ инвалидности: специаль¬ность: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: дис. … канд. социол. наук / Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина. Саратов, 1998.



Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации: анализ основных результатов исследования / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. М., 2009.



Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жиз¬ненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. М.: Российская академия образования; Центр социологии образования, 1997.



Колесников В. К проблеме использования жестового языка в высшем гуманитарном образовании // Инновационные проблемы современного развития дефектологии: материалы межвузовской научной конференции. М.: Прометей, 2014. С. 13–16.



Петшак В. Понимание глухими детьми причин обусловленности эмо¬циональных состояний // Исследование личности детей с нарушениями слуха. М.: НИИ общей педагогики, 1981. С. 35–47.



Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глу¬хого ребенка. М.: Просвещение, 1975.



Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968.



Forgas J.P. What Is Social about Social Cognition? // Social Cognition: Perspectives on Everyday Understanding / Ed. by J.P. Forgas. New York: Academic Press, 1981.



Schwarz N. Judgment in a Social Context: Biases, Shortcomings, and the Logic of Conversation // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 26. San Diego, CA: Academic Press, 1994. P. 123–162.



Schwarz N., Strack F. Social Cognition and Communication: Human Judgment in its Social Context // Social Cognition. 1991. Vol. 9. №. 1. P. 1.



Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента // Социоло¬гический журнал. 2000. №. 3–4. С. 18–68.



Садмен С. Брэдберн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы. Применение когнитивного анализа в массовых обследованиях / Пер. с англ. Д.М. Рогозина, М.В. Рассохиной. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.



Clark H.H., Schober M.F. Asking Questions and Influencing Answers // Questions about Questions: Inquiries into the Cognitive Bases of Surveys / Ed. by J.M. Tanur. New York: Russell Sage Foundation, 1992. P. 15–48.



Strack F. Order Effects in Survey Research: Activation and Informative Functions of Preceding Questions // Context Effects in Social and Psychological Research / Ed. by N. Schwarz, S. Sudman. New York: Springer, 1992.



Oliver M. The Politics of Disablement: A Sociological Approach. London: Palgrave Macmillan, 1990.



Young A., Temple B. Approaches to Social Research: The Case of Deaf Studies. New York: Oxford Univ. Press, 2014.



Holcomb T.K. Deaf Epistemology: The Deaf Way of Knowing // American Annals of the Deaf. 2010. Vol. 154. №. 5. P. 471–478.



Holcomb T. Paving the Way for Reform in Deaf Education // Deaf Epistemologies: Multiple Perspectives on the Acquisition of Knowledge / Ed. by P. Paul, D. Moores. Washington: Gallaudet Univ. Press, 2012. P. 125–146.



De Clerck G.A.M. Deaf Epistemologies as a Critique and Alternative to the Practice of Science: An Anthropological Perspective // American Annals of the Deaf. 2010. Vol. 154. №. 5. P. 435–446.



Young A., Hunt R. Research with d/Deaf People. London: School for Social Care Research, 2011.



Napier J. The D/deaf–H/hearing Debate // Sign Language Studies. 2002. Vol. 2. №. 2. P. 141–149.



Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000.



Mayer C. What Really Matters in Early Literacy Development of Deaf Children? // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12. №. 4. P. 411–431.



Paul P.V. Literacy and Deafness: The Development of Reading, Writing, and Literate Thought. Boston: Allyn and Bacon, 1998.



Базоев Б.З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 320–330.



Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на мен¬талитет глухих // Научные труды института непрерывного профессионального образования / Под ред. С.В. Чернова. М.: Изд-во Ин-та непрерывного профес-сионального образования, 2015. С. 191–217.



Deaf Epistemology: Deafhood and Deafness / P.C. Hauser [et al.] // American Annals of the Deaf. 2010. Vol. 154. №. 5. P. 486–492.



Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002.



Paarek U., Rao T.V. Cross-cultural Surveying and Interviewing // Handbook of Cross-cultural Psychology. Vol. 6 / Ed. by H. Triandis, J.G. Draguns. Boston: Allyn & Bacon, 1980. P. 127–180.



Варинова О.А. Коммуникация с лицами с нарушением слуха // Психо¬логия безопасности. Психиатрия без опасности: сборник материалов Всерос¬сийского форума специалистов помогающих профессий. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. С. 68–73.



Денискина В.З., Соловьева Т.А., иеромонах Мелитон (Присада). Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. М.: Лепта Книга, 2015.



A Community-participatory Approach to Adapting Survey Items for Deaf Individuals and American Sign Language / P. Graybill [et al.] // Field Methods. 2010. Vol. 22. №. 4. P. 429–448.
Статья

Поступила: 15.07.2019

Опубликована: 25.08.2020

Раздел
ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ДАННЫХ