Базовые ценности российских и европейских учителей

  • Ольга Станиславовна Грязнова Институт социологии РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ–ВШЭ) o.gryaznova@gmail.com
  • Владимир Самуилович Магун Институт социологии РАН; НИУ–ВШЭ maghome@yandex.ru
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 09–06–00277а «Социально-педагогическое исследование базовых ценностей и субъективного благополучия российского подрастающего поколения и анализ фактороввлияющих на их формирование»
Для цитирования
Грязнова О. С., Магун В. С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2015. № 1. С. С. 53-73.

Аннотация

На основе данных «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey), собранных в 1990-е гг., сравниваются базовые ценности российских учителей и их европейских коллег из 27 стран. Сравнение показало, что средний российский учитель крайне высоко ценит безопасность и, напротив, крайне низко ценит возможность наслаждаться жизнью и получать удовольствие. Еще по четырем ценностям российские учителя смещены к одному из краев европейского ценностного спектра: они чаще опережают других европейцев по важности личного успеха, богатства и власти, а также послушания и следования традициям, и, напротив, чаще отстают по приверженности ценностям самостоятельности, равенства, толерантности, помощи окружающим, сохранения природы. Установлено ценностное сходство россиян и представителей ряда стран, близких к России по уровню экономического и политического развития. Ценностные особенности отечественных учителей (совпадающие, как показано, с особенностями российского населения в целом) резко отличаются от распространенных идеологических стереотипов и интерпретируются авторами как культурные барьеры, препятствующие успешному функционированию и развитию российского общества.
Ключевые слова:
базовые ценности, ценностная типология Ш. Шварца, межстрановые сравнения, учителя

Биографии авторов

Ольга Станиславовна Грязнова, Институт социологии РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ–ВШЭ)
кандидат социологических наук, научный сотрудник
Владимир Самуилович Магун, Институт социологии РАН; НИУ–ВШЭ
кандидат психологических наук, заведующий сектором исследований личности; ведущий научный сотрудник

Литература

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.



Комаров М.С., Горшков В.Ю. Жизненные ценности учителей школ г. Ярославля // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 4.



Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3.



Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: ГУ–ВШЭ, 2007.



Магун В.С. Трудовые ценности российского населения: социалистическая модель и постсоциалистическая реальность // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. Вып. II / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект-пресс, 1995.



Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами. Препринт WP6/2010/03. М.: ГУ–ВШЭ, 2010 [online]. Дата обращения: 22.03.2011.



URL:



Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1 (93).



Магун В.С., Руднев М.Г. Сходства и отличия базовых ценностей россиян и других европейцев: межстрановые и межиндивидуальные сравнения // Россия в Европе. По материалам международного сравнительного социологического проекта «Европейское социальное исследование» / Отв. ред. А.В. Андреенкова, Л.А. Беляева. М.: Академия, 2009.



Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.



Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва–Амстердам. М.: Центр социологии образования РАО, 1994.



Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое издательство, 2008.



Шлейфер А., Трейзман Д. Россия — нормальная страна // Россия в глобальной политике. 2004. № 2 [Shleifer A., Treisman D. A Normal country // Foreign Affairs. 2004. No. 2].



Ясин Е.Г., Снеговая М.В. Тектонические сдвиги в мировой экономике: что скажет фактор культуры. М.: ГУ–ВШЭ, 2009.



Braithwaite V., Law H.G. Structure of human values: Testing the adequacy of the Rokeach Value Survey // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. No. 49.



Davidov E., Schmidt P., Schwartz S.H. Bringing values back // The adequacy of the European Social Survey to measure values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. No. 3.



Levy S. Lawful roles of facets in social theories // The facet approach to social research / Ed. by D. Canter. New York: Springer-Verlag, 1985.



Lovejoy A.O. Terminal and adjectival values // The Journal of Philosophy. 1950. Vol. 47.



Rescher N. Introduction to value theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1969.



Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.



Schwartz S.H. Cultural value orientations. Nature and implications of national differences. Moscow: Publishing house of SU HSE, 2008.



Schwartz S.H. Universals in content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. by M. Zanna. New York: Academic Press, 1992. Vol. 25.



Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. Vol. 18. No. 2.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Грязнова, О.С. и Магун, В.С. 2015. Базовые ценности российских и европейских учителей. Социологический журнал. 1 (мар. 2015), С. 53-73.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ