Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования

  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
    elibrary Author_id 259120
    ResearchID R-6839-2016
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности».
Для цитирования
Амбарова П. А. Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 3. С. 97-120. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8426

Аннотация

Статья посвящена социологической интерпретации феномена трансфера человеческого капитала образовательных общностей. В первой части раскрывается содержание понятия «трансфер человеческого капитала учащейся молодежи», обосновывается его применение в исследовании образовательной (не)успешности школьников и студентов. Во второй части представлена теоретическая модель исследуемого феномена через такие структурные элементы, как цели, субъекты, процессы, механизмы. Третья часть посвящена противоречиям трансфера человеческого капитала образовательных общностей в России. В качестве ключевых рассматриваются противоречия целей и интересов субъектов образования. В заключительной части раскрывается значение рассматриваемого понятия для социологии образования. Эмпирической базой статьи послужили результаты междисциплинарного исследования, проведенного в 2019–2021 гг. в образовательных организациях (школах, колледжах, вузах) Свердловской области. Показано, что трансфер человеческого капитала учащейся молодежи представляет собой разновидность движения капитала, особенности которого обусловлены социальным характером образовательной деятельности и взаимодействия. Изучаемый процесс связан с явлением образовательной (не)успешности учащейся молодежи, поскольку может сопровождаться как развитием, так и истощением человеческого капитала школьников и студентов. В трансфере человеческого капитала участвуют три группы субъектов образования: акторы, агенты и участники, выполняющие определенные социальные роли и обладающие разными возможностями регулирования данного процесса. На основе предложенной теоретической модели дается интерпретация эмпирических данных, свидетельствующих о противоречиях целей, векторов, результатов трансфера человеческого капитала российской учащейся молодежи.
Ключевые слова:
человеческий капитал образовательных общностей, трансфер человеческого капитала, образовательные треки, образовательная неуспешность, учащаяся молодежь

Биография автора

Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Роль школьного образования в развитии человеческого капитала // Экономика региона. 2014. № 2. С. 53–62.

2. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91

3. Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83–109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109

4. Булатов А.С. Участие России в международном экспорте капитала // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6. С. 126–133.

5. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: Информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л.А. Леонова, П.В. Травкин, С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков; Под науч. ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 72 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2195-3

6. Гильдингерш М.Г., Алексеева И.А. Современные тенденции формирования человеческого капитала высших учебных заведений // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 1. С. 29–42. DOI: 10.18334/et.5.1.38741

7. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 5–31. DOI: 10.32609/0042-87362020-11-5-31

8. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В. Трансфер и коммерциализация инноваций в экономике знаний. Саратов: КУБиК, 2012. — 234 с.

9. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. — 300 с.

10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. 2021. Т. 30. № 1. С. 88–110. DOI: 10.17323/1811038X-2021-30-1-88-110

11. Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России // Мир России. 2019. Т. 28. № 1. С. 140–160. DOI: 10.17323/1811038X-2019-28-1-140-160

12. Иванюшина В.А., Уильямс Е.П. Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 47–70. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-47-70

13. Карова Е.А. Миграция человеческого капитала // Вестник Евразийской науки. 2020. № 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 01.03.2020. URL: https://esj.today/PDF/75ECVN120.pdf

14. Карпов А.О. Возможен ли университет 3.0 в России? // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 59–70. DOI: 10.31857/S013216250001959-7

15. Ключарев Г.А., Латов Ю.В. Дополнительное образование — мост между системой образования и рынком труда // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 20–33.

16. Клячко Т.Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1. С. 26–40. DOI: 10.22394/2078838X-2020-1-26-40

17. Клячко Т.А., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 791–805. DOI: 10.17059/2018-3-8

18. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.

19. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

20. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26.

21. Кузьминов Я.И., Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

22. Осипов А.М., Матвеева Н.А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36–42.

23. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Н.К. Габдрахманов, Н.Ю. Никифорова, О.В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 48 с.

24. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Международная студенческая мобильность как элемент интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 91–103. DOI: 10.15826/ umpa.2019.04.031

25. Попов Д.С. Человеческий капитал в России: точность измерения и ограничения подхода // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 27–38. DOI: 10.31857/S013216250010466-5

26. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-137-181

27. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: Монография / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденко, Ю.В. Латов, Н.В. Латова; Под общ. ред. Ю.В. Латова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. — 432 с.

28. Тенишева К.А., Савельева С.С., Александров Д.А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями // Социология: 4М. 2018. № 46. С. 44–84.

29. Университеты на перепутье: высшее образование в России / Под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 319 с.

30. Фотина О. Человеческий капитал в условиях институциональных ограничений российской экономики // Вопросы экономики и права. 2011. № 4. С. 44–48.

31. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66–89. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-5-66-89

32. Холдоров О.Н. Соотношение категорий «актор» и «субъект», «участник», «агент» в политической теории // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4. С. 128–133.

33. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-152-182

34. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с.

35. Шабунова А.А., Леонидова Г.В. Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 11–12. С. 18–27.

36. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 3–16.

37. Antikainen A., Dworkin A.G., Saha L.J., Ballantine J., Essack Sh., Teodoro A., Konstantinovskiy D. Contemporary themes in the sociology of education // Manuscript for International Journal of Contemporary Sociology. 2011. Vol. 48. No. 1. P. 117–147.

38. Chankseliani M. Four rationales of HE internationalization: perspectives of U.K. Universities on attracting students from former Soviet countries // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22. No. 1. P. 53–70. DOI: 10.1177/1028315317725806

39. Lucas S.R. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects // American Journal of Sociology. 2001. Vol. 106. No. 6. P. 1642–1690. DOI: 10.1086/321300

40. Prakhov I., Bocharova M. Socio-economic predictors of student mobility in Russia // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43. No. 10. P. 1331–1347. DOI: 10.1080/0309877X.2018.1483014
Статья

Поступила: 12.03.2021

Опубликована: 28.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Амбарова, П.А. 2021. Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования. Социологический журнал. 27, 3 (сен. 2021), 97-120. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8426.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ