Гендерные аспекты занятости в российских масс-медиа: влияние социально-политического контекста и информационных технологий

  • Ольга Аркадьевна Александрова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия a762rab@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9243-9242
    elibrary Author_id 257224
    ResearchID B-1306–2017
  • Зоя Александровна Хоткина Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия zoya-alex2012@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3610-9433
    elibrary Author_id 719561
  • Юлия Владимировна Бурдастова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия yulia-burdastova@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2639-0353
    elibrary Author_id 1062423
    ResearchID AAK-6042–2020
  • Юлия Сергеевна Ненахова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия yulia-nenakhova@yandex.ru
    elibrary Author_id 652094
Выражение признательности
Исследование выполнено в рамках НИР по Государственному заданию «Анализ деятельности населения регионов России в сферах финансового поведения, распространения информационных технологий, естественного и миграционного движения» № 0165–2018–0005.
Для цитирования
Александрова О. А., Хоткина З. А., Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С. Гендерные аспекты занятости в российских масс-медиа: влияние социально-политического контекста и информационных технологий // Народонаселение. 2020. Том 23. № 2. С. 149-160. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.2.13

Аннотация

В статье представлены результаты исследования занятости в российских СМИ. С учетом общемировой тенденции феминизации масс-медиа вопросы самореализации, оплаты труда и карьерного роста рассматривались сквозь призму гендерной проблематики. Инструментарий исследования включал в себя, во-первых, массовый анкетный опрос работников СМИ, занимающих как творческие, так и руководящие должности; во-вторых, серию глубинных структурированных интервью с экспертами, имеющими опыт работы журналистами и главными редакторами; руководителями журналистских ассоциаций; собственниками и учредителями изданий; руководителями кадровых служб медиа-структур; и в-третьих, анализ статистики, касающейся редакторского корпуса изданий на муниципальном, региональном и общенациональном уровнях. В последнем случае были проанализированы и данные ведущих информационных агентств и Интернет-ресурсов. Исследование подтвердило тенденцию феминизации, в основе которой — причины социально-политического (сокращение влияния СМИ и, как следствие, снижение зарплаты) и технологического характера (распространение информационных технологий, вынуждающее традиционные медиа конкурировать с социальными СМИ, экономя на персонале и снижая качество материалов). На смену не удовлетворенным снижением уровня доходов и престижа профессии мужчинам пришли женщины, чему способствовало заметное расширение доступности журналистского образования. Оплата труда зависит от влиятельности СМИ, региона, а также тематики, которой занимается журналист; в целом же готовность женщин работать за меньшую зарплату имеет вынужденный характер. В отрасли распространена неустойчивая занятость, лишающая работников социальной защиты, притом, что большинство из них — молодые женщины. Выявлены и «стеклянные потолки»: чем влиятельнее СМИ, тем реже им руководит женщина. При этом наличие гендерной дискриминации в своей отрасли признает лишь четверть респондентов, из которых большинство — женщины. Отчасти это объясняется распространенностью среди журналистов обоего пола традиционных представлений о распределении социальных ролей мужчин и женщин в семье и обществе.
Ключевые слова:
СМИ, занятость, оплата труда, карьера, феминизация, стереотипы

Биографии авторов

Ольга Аркадьевна Александрова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Зоя Александровна Хоткина, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории гендерных проблем
Юлия Владимировна Бурдастова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований поведенческой экономики
Юлия Сергеевна Ненахова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
научный сотрудник лаборатории исследований поведенческой экономики

Литература

1. Науменко Т. В. Четвертая власть как социологическая категория // Credo new. — 2007. — № 2. — С. 9–34.
2. Ажгихина Н. Особый почерк // Журналист. — 2009. — № 1. — С. 69.
3. Атлас муниципальной прессы Российской Федерации. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Хроникер, 2009. — 396 с.
4. McQuail D. Mass Communication Theory. London, New Delhi. SAGE Publications. 1987. 352 р.
5. Ионин Л. Социология культуры. — М.: Логос, 1996. — 280 с.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
7. Радаев В. В. Экономическая социология. — М.: Аспект-Пресс, 1998. — 368 с.
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с.
9. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Malden (Massachusets, USA), Oxford (UK). Blackwell Publishers. 1998. 597 р.
10. Засурский И. Масс-медиа второй республики.— М.: Издательство Московского университета, 1999.— 272 с.
11. De-Westernising Media Studies. J. Curran, Myung-Jin Park (eds.). London, New York. Routledge. 2000. 356 р.
12. Вартанова Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et Contra. — 2000.— № 4.— С. 61–81.
13. Тюрина И. О. Гендерные аспекты занятости и управления // Социологические исследования. — 2002. — № 1. — С. 135–142.
14. Хоткина З. А., Доброхлеб В. Г., Русанова Н. Е. Гендерные проблемы в современной России и методология их анализа // Народонаселение. — 2018. — Т. 21. — № 4. — С. 135–149. DOI: 10.26653/1561–7785–2018–21–4–12
15. Женщины и работа в четвертой промышленной революции. Отчет Всемирного Экономического Форума. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016. (дата обращения: 23.10.2016).
16. Александрова О. А. Устойчивость занятости и оплата труда работников СМИ в условиях феминизации медиаотрасли // Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда: монография. / Под ред. В. Н. Бобкова. — М.: РеалПринт, 2017. — 560 с.
17. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г., Озерова О. К. Гендерный аспект в цифровой экономике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2016/04/28/1128533054 (дата обращения: 23.10.2019).
18. Перечень наименований зарегистрированных СМИ // Роскомнадзор. 2016. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 23.10.2016).
19. Баймухаметов С. Что случилось с мужиками?: Журналистика в России стала женской профессией // Журналист. — 2008. — № 7.— С. 86–87.
20. Обзор статистики зарплат профессии журналист в России. // Trud.com. 2016. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://russia.trud.com/salary/692/ 4726.html#chart-avgSalaryByYear (дата обращения: 26.10.2019).
21. Купчинецкая В. Женщины-журналисты: кому в российских СМИ жить хорошо. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/a/vk-women-in-the-med ia-2011–09–19–130137873/245191.html (дата обращения: 20.10.2019).
22. Богданов В. Добро и зло российской журналистики: почему умным людям нужны газеты? [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kazved.ru/article/50972.aspx (дата обращения: 15.10.2019).
23. Гатов В. Потрясенные основы профессии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://postjournalist.org/2015/12/20 (дата обращения: 15.10.2019).
Статья

Поступила: 19.02.2020

Опубликована: 12.06.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Александрова, О. А., Хоткина, З. А., Бурдастова, Ю. В., & Ненахова, Ю. С. (2020). Гендерные аспекты занятости в российских масс-медиа: влияние социально-политического контекста и информационных технологий. Народонаселение, 23(2), 149-160. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.2.13
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА