Академическая культура современного университета: формы субъектности и ИИ-компонент

Научная статья
  • Анжела Михайловна Салогуб Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия salogubam@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3477-451X
    Elibrary Author_id 528628
    SPIN 6953-0060
    ResearchID AAE-3701-2022
  • Рамазан Гаджикадиевич Раджабов Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия ramazan_radzhabov_2018@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0001-0515-7547
Для цитирования
Салогуб А. М., Раджабов Р. Г. Академическая культура современного университета: формы субъектности и ИИ-компонент // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 2. С. 116-130. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.2.9 EDN: ZAYTLF

Аннотация

Цель исследования – рассмотреть особенности проявления контентоцентричности, преподавателецентричности и человекоцентричности в условиях функционирования академической культуры и специфики ИИ-компонента.   Методологическая база исследования. В контексте детерминации характеристик категорий контентоцентричности, преподавателецентричности и человекоцентричности проводится их межсистемный и социально-культурно обоснованный анализ в рамках внутрисистемной изменчивости, а также в рамках концептуализации с ИИ-компонентом.   Результаты исследования. В рамках статьи рассматриваются различные формы субъектности, благодаря которым можно предварительно оценить векторы развития современного университета и академической культуры в целом: в частности, выделяются такие формы субъектности, как контентоцентричность и человекоцентричность, характеризуемые как в рамках социокультурного феномена, так и в рамках базисных систем, сферы межсистемных коммуникаций, которые качественно и количественно расширяются посредством вовлечения в их деятельность возможностей искусственного интеллекта.   Перспективы исследования определяются необходимостью выделения трансферных и трансляционных механизмов взаимосвязи контентоцентричности и человекоцентричности.  
Ключевые слова:
академическая культура, современный университет, субъектность, искусственный интеллект, контентоцентричность, человекоцентричность

Биографии авторов

Анжела Михайловна Салогуб, Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
Доктор социологических наук, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права, ведущий научный сотрудник Департамента координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре
Рамазан Гаджикадиевич Раджабов, Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
Аспирант

Литература

Вайнштейн Ю. В. Модель образовательного контента: от структурирования понятий к адаптивному обучению / Ю. В. Вайнштейн, Р. В. Есин, Г. М. Цибульский // Открытое образование. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 28–39. – DOI 10.21686/1818-4243-2021-1-4-28-39. – EDN CODQHI.

Другова Е. А., Ваниев А. И. Проектирование обучения с применением четырехкомпонентной модели педагогического дизайна (4C/ID) в высшем образовании: обзор исследований / Е. А. Другова, А. И. Ваниев // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2023. – № 4. – С. 747–771.

Жуйтин Я. Модель смешанного обучения китайских студентов русскому языку с использованием платформы WeChat (уровень В1): дис. ... канд. пед. наук: 5.8.2 / Янь Жуйтин. – Санкт-Петербург, 2023. – 328 с.

Кабахидзе Е. Л. Конфликтогенность и академическая культура университета / Е. Л. Кабахидзе // Манускрипт. – 2021. – №8. – С. – 1637–1641.

Кожевников Д. Н. От моделей обучения к моделям усвоения / Д. Н. Кожевников // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2013. – № 4. – С. 50–60.

Кутейников Д. Л. Киберфизические, кибербиологические и искусственные когнитивные системы: сущность и юридические свойства / Д. Л. Кутейников, О. А. Ижаев, С. С. Зенин, В. А. Лебедев // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. – №3 (111). –С. 75-79.

Лебедева М. Ю. Формирование коммуникативной среды синхронного онлайн-урока по русскому языку в китайских группах / М. Ю. Лебедева, До У // Русистика. – 2023. – №2. – С. 148-162.

Лянь Ш. Исследование баланса региональной экосистемы высшего образования в Китае / Ш. Лянь // Социально-политические науки. –2021. – № 5. – С. 115–129.

Минкина Ф. Ф. К проблеме преподавания вопросов культуры по всеобщей истории в вузе / Ф. Ф. Минкина // Казанская наука. – 2012. – № 11. – С. 285–287.

Налетова И. В. Трансформация ценностей академической культуры в условиях глобализации / И. В. Налетова, А. В. Прохоров // Аналитика культурологии. – 2009. – № 15. – С. 13–16.

Оганян А. А. Трансформация глобальной академической среды: механизмы и социально-экономические последствия / А. А. Оганян, Д. М. Хлопцов // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. – 2018. – № 42. – С. 22–40.

Павленко Т. С. Понятие «Контент»: типология, виды и технология получения дидактического контента в образовательном процессе / Т. С. Павленко // Известия ВГПУ. – 2017. – № 10 (123). – С. 31–35.

Пирогланов Ш. Ш. Академические свободы в высшей школе как предиктор успешности и конструктивизма / Ш. Ш. Пирогланов, Н. А. Бережной, А. Е. Гарьковенко // Педагогический вестник. – 2022. – № 25. – С. 51–53.

Самольянов О. А. Принципы человекоцентричности в современной России: социально-философский анализ / О. А. Самольянов // Социально-гуманитарные знания. – 2024. – № 3. – С. 214–218.

Ahuvia A. Traditional, Interpretive, and Reception Based Content Analyses: Improving the Ability of Content Analyses to Address Issues of Pragmatic and Theoretical Concern / A. Ahuvia // Social Indicators Research. – 2001. – No. 54(2). – P. 139–172.

Balatsky E. V. Customer Centricity Concept in Russian Higher Education: Implementation Practice and Expansion Prospects / E. V. Balatsky, N. A. Ekimova // Social area. – 2023. – No. 9 (2). DOI: 10.15838/sa.2023.2.38.6 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29645?_lang=en (дата обращения: 20.02.2023).

Burhanuddin B. Effects of university organizational culture on student academic behavior in Indonesia / B. Burhanuddin, B. Francisco, S. Achmad, S. Asep, S. Sunarni, S. Raden // International Journal of Educational Management. – 2024. – No. 38(3). – DOI 10.1108/IJEM-11-2023-0553.

Folabit N. Academics' Professional Identity: Conflicting Personal Values of Academics and Institutional Culture / N. Folabit, J. Loyiso // Interdisciplinary Journal of Sociality Studies. – 2024. – No. 4. – P. 1–13.

Dodi J. Academic Culture and Students' Scientific Attitudes in Improving the Quality of Higher Education: Research at the Indonesian Institute of Education and Garut University / J. Dodi, S. Muhibbin, N. Asep, S. Andewi // Jurnal Impresi Indonesia. – 2024. – No. 3. – P. 590–598.

Cos F. Dc. Jr. The Culture of Digital Academic Commissions: An Exploratory Research / Francisco Dc. Cos Jr, D. Jonathan, R. Lois, E. Thommy, G. Charmaine // International Multidisciplinary Research Journal. – 2023. – No. 5. – Р. 238–244.

Litau E. The concept of human-centricity as a basis for digital and value transformation in the management of modern entrepreneurial projects / E. Litau, A. Sologub // Economics and Management. – 2024. – Vol. 30. – P. 728–739.

Mendoza P. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study / P. Mendoza, J. B. Berger // Education Policy Analysis Archives. – 2008. – Vol. 16. – No. 23. – P. 1–24.

Sihite O. The Effect of Academic Culture and Collaborative Culture as Collaborative Academic Culture to Improve the Innovative Behavior in Universities / O. Sihite, P. Sinaga, D. Hidayat, R. Sijabat // Jurnal Aplikasi Bisnis dan Manajemen. – 2023. – No. 9. – DOI 10.17358/jabm.9.1.1.

Tikhonova E. Exploring Academic Culture: Unpacking its Definition and Structure (A Systematic Scoping Review) / E. Tikhonova, M. Kosycheva, P. Kasatkin // Journal of language and Education. – 2023. – No. 9. – P. 151–168.

Tran Q. A cross-cultural comparison of organizational culture: evidence from academic libraries in Vietnam and China / Q. Tran // Global Knowledge, Memory and Communication. – 2023.

Wasyluk P. Customer-centricity in Designing: Application of Design Thinking Methodology in Creating Educational Solutions at the University of Warmia and Mazury in Olsztyn / P. Wasyluk, A. Kucner // European Research Studies Journal. – 2021. – No. 14. – P. 84–95.
Статья

Поступила: 25.12.2024

Опубликована: 22.04.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Салогуб, А. М., & Раджабов, Р. Г. (2025). Академическая культура современного университета: формы субъектности и ИИ-компонент. Гуманитарий Юга России, 14(2), 116-130. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.2.9
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ