Научная школа – важнейшая форма существования науки

Научная статья
Для цитирования
Волков Ю. Г. Научная школа – важнейшая форма существования науки // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 2. С. 190-206. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.2.15 EDN: VJXJCL

Аннотация

Цель исследования – проанализировать основные направления развития и достижения научной школы Южного федерального университета «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества». Методологическую базу исследования составил анализ наукометрических показателей представителей научной школы; количественных данных о защитах кандидатских и докторских диссертаций в диссертационном совете по философским и социологическим наукам на базе Ростовского государственного университета, а затем Южного федерального университета; публикационной активности членов научной школы в рамках реализации грантовой деятельности. Результаты исследования. Научная школа представлена как уникальный социальный лифт, особая коммуникативная среда и форма научно-исследовательского сотворчества под руководством признанного лидера в целях производства нового научного знания и воспроизводства научных кадров. Автор представил результаты анализа истории становления и развития, состава, организационной структуры, академических связей и интеллектуальных партнеров, международной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности научной школы Южного федерального университета «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества». Перспективы исследования связаны с дальнейшим исследованием научно-исследовательского и образовательного потенциала научных школ не только в Южном федеральном университете, но и в России в целом.
Ключевые слова:
научная школа, Ростовский государственный университет, Южный федеральный университет

Биография автора

Юрий Григорьевич Волков, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, руководитель научной школы «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества»

Литература

Белов А. В. Ю. А. Жданов – ученый-универсалист, организатор науки и образования на юге России / А. В. Белов // Гуманитарий Юга России. – 2018. – Т. 7, № 6. – С. 234–252. – DOI 10.23683/2227-8656.2018.6.21. – EDN YUCMXJ.

Жданов Ю. А. Светлые мысли, четкие идеи: (статьи из периодики прошлых лет) / Ю. А. Жданов. – Ростов-на-Дону: Антей, 2009. – 283 с. – ISBN 978-5-91365-086-3. – EDN QKCIDP.

Козлова Л. А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании / Л. А. Козлова // Вестник Института социологии. – 2014. – № 3(10). – С. 45–65. – EDN SPDLTD.

Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых / И. П. Попова // Социологические исследования. – 2023. – № 12. – С. 32–43. – DOI 10.31857/S013216250029335-1. – EDN OTUIXE.

Социология России в лицах: история и современность. Энциклопедическое издание / автор предисл. и пред. ред. совета акад. РАН М. К. Горшков. – Москва: Издательство «Весь Мир», 2019. – 862 с. – ISBN 978-5-7777-0731-4.

Шапка В. В. Научная школа как социальный институт в РФ / В. В. Шапка, Ф. А. Бобров // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2015. – Т. 5, № 5. – С. 58–71. – EDN UZGDSH.
Статья

Поступила: 28.02.2025

Опубликована: 22.04.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Волков, Ю. Г. (2025). Научная школа – важнейшая форма существования науки. Гуманитарий Юга России, 14(2), 190-206. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.2.15
Раздел
К 110-ЛЕТИЮ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА