Формы и проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров вуза
Научная статья
Для цитирования
Смолий В. А., Лабадзе О. Е., Шевченко О. М., Астоянц М. С. Формы и проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров вуза // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 2. С. 103-115. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.2.8 EDN: BVSMXQ
Аннотация
Целью исследования является изучение состояния и проблем системы воспроизводства научно-педагогических кадров современного российского вуза.
Методологическую базу исследования представляют философские, социологические и общенаучные концепции ведущих ученых в области философии и социологии, справочники и материалы официальных сайтов Правительства РФ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, данные социологических исследований для изучения процесса воспроизводства высококвалифицированных научно-педагогических кадров вуза.
Результаты исследования. Одним из приоритетных результатов проведенного исследования является анализ проблем воспроизводства научно-педагогических кадров вуза с точки зрения полипарадигмальности через теоретические концепции образования в социологическом ракурсе научных трудов ведущих ученых.
Перспективу исследования составляет углубленный анализ проблематики и форм воспроизводства научно-педагогических кадров вуза, а также их роли в развитии общества, что позволяет обозначить необходимые направления в решении проблемы. Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах недостаточно в настоящее время изучены и носят междисциплинарный характер, в связи с чем к управлению данными процессами необходимо подходить комплексно, с точки зрения не только образования, но и социологии, философии, педагогики, истории, экономики и т. д.
Ключевые слова:
научно-педагогические кадры, формы воспроизводства, аспирантура, докторантура, полипарадигмальность, теоретические концепции
Литература
Бедный Б. И. Тенденции развития аспирантуры в инновационном обществе / Б. И. Бедный, А. А. Миронос // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 79–86. – EDN KVUBPH.
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – Москва: Издательство «Медиум», 1995. – 323 с. – ISBN 5-85691-036-2.
Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; перевод с немецкого; составление, общая редакция и послесловие доктора философских наук Ю. Н. Давыдова; предисловие доктора философских наук П. П. Гайденко. – Москва: Прогресс, 1990. – 808 с. – (Социологическая мысль Запада) – ISBN 5-01-001584-6.
Водождокова З. Н. Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования Республики Адыгея: социокультурный анализ: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Водождокова Зарема Нальбиевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. – Майкоп, 2011. – 25 с.
Закревская Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. … доктора педагогических наук / Закревская Наталья Григорьевна. – Санкт-Петербург, 2010. – 391 с. – EDN OPBZPQ.
Дюркгейм Э. Педагогика и социология / Э. Дюркгейм. – Москва, 1995. – С. 263–265. – ISBN 5-88373-037-X.
Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. – Москва : АСТ : Хранитель, 2006. – 874 с. – ISBN 5-17-029089-6.
Мкртчян Е. Р. Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования / Е. Р. Мкртчян; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский институт управления. – Волгоград: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. – 304 с. – ISBN 978-5-7786-0710-1. – EDN OQIXFM.
Кекеева З. О. Воспроизводство педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета / З. О. Кекеева // Научная мысль Кавказа. – 2013. – № 3(75). – С. 106–109. – EDN RDHSEP.
Рукавишников С. М. Проблемы совершенствования системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / С. М. Рукавишников // Гуманитарные и юридические исследования. – 2021. – № 3. – С. 120–123. – DOI 10.37493/2409-1030.2021.3.16. – EDN UQFBQJ.
Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. – Москва: Политиздат, 1992. – С. 295–296.
Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. С-Петербург: Типография Б.Г. Янпольского, 1877. – 360 c. – ISBN 978-5-4475-0815-9.
Парсонс Т. Научная дисциплина и дифференциация науки / Т. Парсонс, Н. Сторер // Научная деятельность: структура и институты. – Москва: Прогресс, 1980. – С. 27–55.
Терентьев Е. А. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов / Е. А. Терентьев, Б. И. Бедный // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 10. – С. 9–28. – DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28. – EDN PFBWYF.
Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. – 1988. – № 2. – С. 120–136.
Ярашева А. В. Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов / А. В. Ярашева, Е. И. Аксенова // Народонаселение. – 2017. – № 4(78). – С. 105–118. – DOI 10.26653/1561-7785-2017-4-8. – EDN YSLFMO.
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – Москва: Издательство «Медиум», 1995. – 323 с. – ISBN 5-85691-036-2.
Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; перевод с немецкого; составление, общая редакция и послесловие доктора философских наук Ю. Н. Давыдова; предисловие доктора философских наук П. П. Гайденко. – Москва: Прогресс, 1990. – 808 с. – (Социологическая мысль Запада) – ISBN 5-01-001584-6.
Водождокова З. Н. Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования Республики Адыгея: социокультурный анализ: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Водождокова Зарема Нальбиевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. – Майкоп, 2011. – 25 с.
Закревская Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. … доктора педагогических наук / Закревская Наталья Григорьевна. – Санкт-Петербург, 2010. – 391 с. – EDN OPBZPQ.
Дюркгейм Э. Педагогика и социология / Э. Дюркгейм. – Москва, 1995. – С. 263–265. – ISBN 5-88373-037-X.
Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. – Москва : АСТ : Хранитель, 2006. – 874 с. – ISBN 5-17-029089-6.
Мкртчян Е. Р. Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования / Е. Р. Мкртчян; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский институт управления. – Волгоград: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. – 304 с. – ISBN 978-5-7786-0710-1. – EDN OQIXFM.
Кекеева З. О. Воспроизводство педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета / З. О. Кекеева // Научная мысль Кавказа. – 2013. – № 3(75). – С. 106–109. – EDN RDHSEP.
Рукавишников С. М. Проблемы совершенствования системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / С. М. Рукавишников // Гуманитарные и юридические исследования. – 2021. – № 3. – С. 120–123. – DOI 10.37493/2409-1030.2021.3.16. – EDN UQFBQJ.
Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. – Москва: Политиздат, 1992. – С. 295–296.
Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. С-Петербург: Типография Б.Г. Янпольского, 1877. – 360 c. – ISBN 978-5-4475-0815-9.
Парсонс Т. Научная дисциплина и дифференциация науки / Т. Парсонс, Н. Сторер // Научная деятельность: структура и институты. – Москва: Прогресс, 1980. – С. 27–55.
Терентьев Е. А. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов / Е. А. Терентьев, Б. И. Бедный // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 10. – С. 9–28. – DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28. – EDN PFBWYF.
Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. – 1988. – № 2. – С. 120–136.
Ярашева А. В. Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов / А. В. Ярашева, Е. И. Аксенова // Народонаселение. – 2017. – № 4(78). – С. 105–118. – DOI 10.26653/1561-7785-2017-4-8. – EDN YSLFMO.

Статья
Поступила: 12.12.2024
Опубликована: 28.04.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Смолий, В. А., Лабадзе, О. Е., Шевченко, О. М., & Астоянц, М. С. (2025). Формы и проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров вуза. Гуманитарий Юга России, 14(2), 103-115. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.2.8
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ