Духовность, социальная духовность – базовые концепты идеологии образования современной России

Научная статья
  • Наталия Константиновна Карпова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия karpova_nk@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7834-2567
    Elibrary Author_id 339110
    SPIN 2706-9692
  • Владимир Иванович Мареев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия mareev@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0006-6952-973X
    Elibrary Author_id 185237
    SPIN 6219-4376
  • Нина Петровна Петрова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия nppetrova@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0007-9400-6970
    Elibrary Author_id 407539
    SPIN 9210-2667
Для цитирования
Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Духовность, социальная духовность – базовые концепты идеологии образования современной России // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 3. С. 15-25. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.1 EDN: EVTCIV

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть содержательные характеристики концептов «духовность», «социальная духовность» в аспекте формирования идеологии современной российской образовательной действительности.   Методологическую базу исследования составили фундаментальные положения философских основ духовности, осмысления понятия «концепт» в плане интерпретации понимания смысла духовности, социальной духовности, выступающих знаками, которыми «отмечен» человек, обусловливая эволюционное развитие культуры, обеспеченное раскрытием и развитием духовности личности.   Результаты исследования заключаются в определении смысловых характеристик идеологии в контексте образования современной России; обосновании программы духовной жизни личности, основанной на идее взаимодействия людей, объединенных общими ценностными установками, характеризующими содержание светской и духовной педагогики; разработке алгоритма работы с метаязыком идеологии духовности, базовой основой которых выступает непреходящая система человеческих ценностей, которые поняты, интерпретированы и возвращены в жизненную реальность посредством осуществленной деятельности человека. Перспективы исследования связаны с разработкой стандартов новой педагогической специальности – «преподаватель идеологии духовности», а также разработкой педагогических технологий, центрированных на феноменологии понимания, реализуя триаду – познание, преобразующая деятельность, творчество – суть жизни человека.
Ключевые слова:
духовность, социальная духовность, идеология образования, гипертекстовая медиаэнциклопедия, интерпретационный подход, идеология духовности, преподаватель идеологии духовности

Биографии авторов

Наталия Константиновна Карпова, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научных компетенций
Владимир Иванович Мареев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, советник ректора по развитию педагогического направления
Нина Петровна Петрова, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образования Академии психологии и педагогики

Литература

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Х.-Г. Гадамер; Пер. с нем.; Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. – Москва: Прогресс, 1988. – 704 с.

Рикёр П. Герменевтика и психоанализ; Религия и вера / Поль Рикёр; [Пер. с фр., послесл., с. 235–252, примеч. И. С. Вдовина]. – Москва: Искусство, 1996. – 270 с. – ISBN 5-210-01333-2.
Статья

Поступила: 11.04.2025

Опубликована: 18.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Карпова, Н. К., Мареев, В. И., & Петрова, Н. П. (2025). Духовность, социальная духовность – базовые концепты идеологии образования современной России. Гуманитарий Юга России, 14(3), 15-25. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.1
Раздел
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ