Экономическая культура социального предпринимательства в России: специфика социологического дискурса
Научная статья
Для цитирования
Шевченко О. М., Штофер Л. Л. Экономическая культура социального предпринимательства в России: специфика социологического дискурса // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 3. С. 38-49. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.3 EDN: BQIRHY
Аннотация
Цель исследования заключается в анализе специфики и состояния экономической культуры социального предпринимательства в России.
Методологическую базу исследования составляют неоинституциональный подход, результаты социологических опросов и интервью, проведенные российскими и зарубежными учеными.
Результаты исследования. Социологические исследования позволяют выявить следующие наиболее существенные проблемы, связанные с деятельностью социальных предпринимателей в России: социальные предприниматели не создали консолидированной группы, объединенной общими интересами и целями; социальное предпринимательство не сформировало ценностную основу своей деятельности; в социальном предпринимательстве усиливаются индивидуалистические ориентации. Данные тенденции свидетельствуют о том, что на сегодняшний день развитие социального предпринимательства в России находится на начальной стадии.
Перспективы исследования. Научный и практический интерес к данной проблеме обусловлен необходимостью развития в стране деловой и гражданской активности для решения многих социальных проблем.
Ключевые слова:
экономическая культура, предпринимательство, социальное предпринимательство, модели социального предпринимательства, портрет социального предпринимателя, социальная ответственность бизнеса
Литература
Богуславская С. Б. Социальное предпринимательство как драйвер развития социокультурной среды малых территорий / С. Б. Богуславская, К. А. Кузьмина, Н. В. Рождественская // Журнал исследований социальной политики. – 2021. – Т. 19, № 1. – С. 85–100. – DOI 10.17323/727-0634-2021-19-1-85-100. – EDN VQRRKS.
Булавкина Л. В. Социальная ответственность – элемент бизнеса или инструмент PR? / Л. В. Булавкина // Маркетинговые коммуникации. – 2007. – № 6. – С. 386–393. – EDN IBNJOJ.
Ефременко Т. Экономическая культура как социологическое понятие / Т. Ефременко // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. – № 3. – С. 123–141.
Зарубина Н. Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) / Н. Н. Зарубина // Социологические исследования. – 1997. – № 4. – С. 46–54. – EDN MOXHHB.
Заславская Т. И. Социология экономической жизни / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. – Новосибирск: Наука, 1991. – 448 с. – ISBN 5-02-029106-4.
Климов И. А. Модернизационные эффекты социального предпринимательства / И. А. Климов, С. Г. Климова // Петербургская социология сегодня. – 2015. – № 6. – С. 266–299. – EDN VHOGHJ.
Московская А. А. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России / А. А. Московская, А. А. Берендяев, А. Ю. Москвина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 6(142). – С. 31–51. – DOI 10.14515/monitoring.2017.6.02. – EDN YLYOFS.
Московская А. А. Социальное предпринимательство в России: уроки выборочных эмпирических исследований (2008–2021) / А. А. Московская, И. П. Попова // Социологические исследования. – 2022. – № 12. – С. 42–54. – DOI 10.31857/S013216250020296-8. – EDN FLMIYV.
Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6–17.
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. –Москва: Эксмо, 2007. – 953 с. – ISBN 978-5-699-18745-4.
Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления / Г. Саймон // THESIS. – 1993. – Вып. 3. – С. 16–38. – URL: https://igiti.hse.ru/data/003/314/1234/3_1_2Simon.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / Б. Селигмен. – Москва: Прогресс, 1968. – 600 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – Москва: Эксмо, 2009. – 956 с. – ISBN 978-5-699-18389-0.
Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская. – Москва: Изд. дом ВШЭ, 2011. – 288 с. – URL: https://publications.hse.ru/data/2011/10/04/1270816208/978-5-7598-0883-1.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
Шубина Л., Задорин И., Мойсов В., Халкина Е., Хомякова А. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики: Итоговый аналитический отчет. ЦИРКОН. 2013. – URL: http://zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
Якимец В. Н. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России / В. Н. Якимец, Л. И. Никовская // Социологические исследования. – 2019. – № 5. – С. 99–109. – DOI 10.31857/S013216250004962-1. – EDN ICJOVY.
Alvord S. H. Social Entrepreneurship and Societal Transformation. An Exploratory Study / S. H. Alvord, L. D. Brown, Ch. W. Letts // Journal of Applied Behavioral Science. – 2004. – Vol. 40, No. 3. – P. 260–282. – DOI 10.1177/0021886304266847. – EDN JMYIQP.
Huybrechts B. Social entrepreneurship: definitions, drivers and challenges / B. Huybrechts, A. Nicholls; Volkmann C. K., Tokarski K. O., Ernst K. (eds). In Social Entrepreneurship and Social Business. An Introduction and Discussion with Case Studies. Wiesbaden: Springer Gabler, 2012. – P. 31–48.
Mair J. Navigating Institutional Plurality: Organizational Governance in Hybrid Organizations / J. Mair, J. Mayer, E. Lutz // Organization Studies. – 2015. – Vol. 36 (6). – P. 713–739.
Булавкина Л. В. Социальная ответственность – элемент бизнеса или инструмент PR? / Л. В. Булавкина // Маркетинговые коммуникации. – 2007. – № 6. – С. 386–393. – EDN IBNJOJ.
Ефременко Т. Экономическая культура как социологическое понятие / Т. Ефременко // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. – № 3. – С. 123–141.
Зарубина Н. Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) / Н. Н. Зарубина // Социологические исследования. – 1997. – № 4. – С. 46–54. – EDN MOXHHB.
Заславская Т. И. Социология экономической жизни / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. – Новосибирск: Наука, 1991. – 448 с. – ISBN 5-02-029106-4.
Климов И. А. Модернизационные эффекты социального предпринимательства / И. А. Климов, С. Г. Климова // Петербургская социология сегодня. – 2015. – № 6. – С. 266–299. – EDN VHOGHJ.
Московская А. А. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России / А. А. Московская, А. А. Берендяев, А. Ю. Москвина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 6(142). – С. 31–51. – DOI 10.14515/monitoring.2017.6.02. – EDN YLYOFS.
Московская А. А. Социальное предпринимательство в России: уроки выборочных эмпирических исследований (2008–2021) / А. А. Московская, И. П. Попова // Социологические исследования. – 2022. – № 12. – С. 42–54. – DOI 10.31857/S013216250020296-8. – EDN FLMIYV.
Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6–17.
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. –Москва: Эксмо, 2007. – 953 с. – ISBN 978-5-699-18745-4.
Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления / Г. Саймон // THESIS. – 1993. – Вып. 3. – С. 16–38. – URL: https://igiti.hse.ru/data/003/314/1234/3_1_2Simon.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / Б. Селигмен. – Москва: Прогресс, 1968. – 600 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – Москва: Эксмо, 2009. – 956 с. – ISBN 978-5-699-18389-0.
Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская. – Москва: Изд. дом ВШЭ, 2011. – 288 с. – URL: https://publications.hse.ru/data/2011/10/04/1270816208/978-5-7598-0883-1.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
Шубина Л., Задорин И., Мойсов В., Халкина Е., Хомякова А. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики: Итоговый аналитический отчет. ЦИРКОН. 2013. – URL: http://zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
Якимец В. Н. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России / В. Н. Якимец, Л. И. Никовская // Социологические исследования. – 2019. – № 5. – С. 99–109. – DOI 10.31857/S013216250004962-1. – EDN ICJOVY.
Alvord S. H. Social Entrepreneurship and Societal Transformation. An Exploratory Study / S. H. Alvord, L. D. Brown, Ch. W. Letts // Journal of Applied Behavioral Science. – 2004. – Vol. 40, No. 3. – P. 260–282. – DOI 10.1177/0021886304266847. – EDN JMYIQP.
Huybrechts B. Social entrepreneurship: definitions, drivers and challenges / B. Huybrechts, A. Nicholls; Volkmann C. K., Tokarski K. O., Ernst K. (eds). In Social Entrepreneurship and Social Business. An Introduction and Discussion with Case Studies. Wiesbaden: Springer Gabler, 2012. – P. 31–48.
Mair J. Navigating Institutional Plurality: Organizational Governance in Hybrid Organizations / J. Mair, J. Mayer, E. Lutz // Organization Studies. – 2015. – Vol. 36 (6). – P. 713–739.

Статья
Поступила: 04.04.2025
Опубликована: 18.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Шевченко, О. М., & Штофер, Л. Л. (2025). Экономическая культура социального предпринимательства в России: специфика социологического дискурса. Гуманитарий Юга России, 14(3), 38-49. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.3
Раздел
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ