Деструктивные эффекты медиатизации сфер общественной жизни: формы, виды и классификации
Научная статья
Для цитирования
Сусименко Е. В., Хорохордина А. В. Деструктивные эффекты медиатизации сфер общественной жизни: формы, виды и классификации // Гуманитарий Юга России. 2025. Том 14. № 3. С. 107-120. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.9 EDN: IKEKHA
Аннотация
Цель исследования – проанализировать деструктивные тенденции медиатизации различных сфер общественной жизни и социальных институтов, выявить их роль в конструировании социальной реальности.
Методологическая база исследования. В рамках институционального подхода рассмотрены институты, практики и культурные идентичности, которые трансформируются медиатизацией. Идеи социального конструктивизма легли в основу анализа «медиатизированных социальных миров», которые конструируются через медиа. Фигуративный подход позволил привлечь в фокус исследования порожденные медиатизацией новые комбинации акторов, коммуникативных практик и медиа.
Результаты исследования. Проанализированы различные формы деструктивных проявлений на индивидуально-психологическом уровне, а именно выявлены когнитивные, психологические эффекты медиатизации. Социокультурные эффекты проявляются в ослаблении традиционных социальных связей, кризисе традиционных институтов в результате изменения моделей взаимодействия и коммуникации. Затрагиваются проблемы цифрового неравенства, изменения норм конфиденциальности, что усугубляет социальные риски. Утрата культурного многообразия способствует возникновению кризиса идентичности, во многом выступая следствием коммерциализации культуры. Медиатизация политики оказывает дестабилизирующее воздействие на демократические нормы. В политико-медийной среде отмечаются усиление поляризации, широкое распространение дезинформации и преобладание популистского дискурса. На экономическом уровне деструктивность медиатизации проявляется в неравном доступе к информации и ресурсам и усилении спекулятивных практик. Предложена классификация деструктивных следствий по уровню и характеру воздействия, а также по степени влияния.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем исследовании деструктивных практик в медиапространстве, выявлении отношения вузовской молодежи к деструктивному медиаконтенту и степени их подверженности деструктивным угрозам в медиаполе.
Ключевые слова:
медиатизация, деструктивные эффекты, трансформация коммуникации, медиазависимость, социальная поляризация, фрагментация, деформация ценностей, искажение социальных норм, кризис самоидентичности, цифровое неравенство, медиатизированная демократия, экономическая нестабильность
Литература
Анохина В. В. Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций / В. В. Анохина // Философия и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 13–18. – EDN ZPFGGS.
Бухарбаева А. Р. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов / А. Р. Бухарбаева, Л. В. Сергеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2020. – Т. 25, № 4. – С. 787–796. – DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796. – EDN KPQFUX.
Гаврилов В. Влияние тематических новостных потоков на компоненты волатильности фондового рынка России / В. Гаврилов, М. А. Иванов, О. А. Клачкова [и др.] // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 2. – С. 93–111. – DOI 10.52180/2073-6487_2022_2_93_111. – EDN PVPUQT.
Гладкова А. А. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) / А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, Р. Массимо // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 4. – С. 41–72. – DOI 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172. – EDN GZLUXO.
Гринева О. А. Информационная перегрузка человека в информационном обществе / О. А. Гринева // Миссия конфессий. – 2022. – Т. 11, № 8(65). – С. 193–199. – EDN JLMROK.
Игаева К. В. Медиатизация коммуникативной памяти и кризис критического мышления в цифровую эпоху / К. В. Игаева, Ф. В. Николаи // Научный диалог. – 2024. – Т. 13, № 9. – С. 189–205. – DOI 10.24224/2227-1295-2024-13-9-189-205. – EDN BOGCZX.
Конькова В. С. Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе / В. С. Конькова // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2022. – Т. 7, № 4. – С. 21–32. – EDN GEBFIQ.
Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – Москва: Праксис, 2005. – 256 с. (Серия «Образ общества»). – ISBN 5-901574-46-Х.
Русаков А. Ю. Эхо-камеры в современной массовой культуре / А. Ю. Русаков // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – № 2(39). – С. 11–15. – DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-11-15. – EDN GYRHXB.
Слюсарев В. В. «Цифровой эксгибиционизм»: самоидентификация личности в условиях информационного общества / В. В. Слюсарев, Т. М. Хусяинов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – Т. 44, № 3. – С. 434–442. – DOI 10.18413/2075-4566-2019-44-3-434-442. – EDN VHGJOW.
Goldman I. Exploring subjective sociocultural understandings of “fear of missing out” (FoMO) and the unsettled self in a time of deep mediatization / I. Goldman, Ch. Davis, R. Clark // New Media & Society. – 2023. – 27(2). – P. 480–501. – DOI:10.1177/14614448231177966.
Gorodnichenko Y. Culture, institutions and democratization / Y. Gorodnichenko, G. Roland // Public Choice. – 2021. – Vol. 187(1). – P. 165–195. – DOI 10.1007/s11127-020-00811-8
Hepp A. The communicative figurations of mediatized worlds: Mediatization research in times of the 'mediation of everything' / A. Hepp // European Journal of Communication. – 2013. – Vol. 28 (6). – P. 615-629.
Inglehart R. Trump, Brexit, and the Rise of Populism: Economic Have-Nots and Cultural Backlash / R. Inglehart, P. Norris // SSRN Electronic Journal. – 2016. – DOI:10.2139/ssrn.2818659.
Strömbäck J., Esser F. Mediatization of Politics: Transforming Democracies and Reshaping Politics. In K. Lundby (Ed.). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mounton, 2014. – P. 375-403. DOI:10.1515/9783110272215.375.
Turkle Sh. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other / Sherry Turkle. New York: Basic Books, 2011. – 360 p.
Wollner G. Capital in the Twenty-First Century, Thomas Piketty. Harvard University Press / G. Wollner // Economics and Philosophy. – 2014. – Vol. 31(2). – P. 327–334. DOI:10.1017/S0266267115000061.
Бухарбаева А. Р. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов / А. Р. Бухарбаева, Л. В. Сергеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2020. – Т. 25, № 4. – С. 787–796. – DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796. – EDN KPQFUX.
Гаврилов В. Влияние тематических новостных потоков на компоненты волатильности фондового рынка России / В. Гаврилов, М. А. Иванов, О. А. Клачкова [и др.] // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 2. – С. 93–111. – DOI 10.52180/2073-6487_2022_2_93_111. – EDN PVPUQT.
Гладкова А. А. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) / А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, Р. Массимо // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 4. – С. 41–72. – DOI 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172. – EDN GZLUXO.
Гринева О. А. Информационная перегрузка человека в информационном обществе / О. А. Гринева // Миссия конфессий. – 2022. – Т. 11, № 8(65). – С. 193–199. – EDN JLMROK.
Игаева К. В. Медиатизация коммуникативной памяти и кризис критического мышления в цифровую эпоху / К. В. Игаева, Ф. В. Николаи // Научный диалог. – 2024. – Т. 13, № 9. – С. 189–205. – DOI 10.24224/2227-1295-2024-13-9-189-205. – EDN BOGCZX.
Конькова В. С. Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе / В. С. Конькова // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2022. – Т. 7, № 4. – С. 21–32. – EDN GEBFIQ.
Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – Москва: Праксис, 2005. – 256 с. (Серия «Образ общества»). – ISBN 5-901574-46-Х.
Русаков А. Ю. Эхо-камеры в современной массовой культуре / А. Ю. Русаков // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – № 2(39). – С. 11–15. – DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-11-15. – EDN GYRHXB.
Слюсарев В. В. «Цифровой эксгибиционизм»: самоидентификация личности в условиях информационного общества / В. В. Слюсарев, Т. М. Хусяинов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – Т. 44, № 3. – С. 434–442. – DOI 10.18413/2075-4566-2019-44-3-434-442. – EDN VHGJOW.
Goldman I. Exploring subjective sociocultural understandings of “fear of missing out” (FoMO) and the unsettled self in a time of deep mediatization / I. Goldman, Ch. Davis, R. Clark // New Media & Society. – 2023. – 27(2). – P. 480–501. – DOI:10.1177/14614448231177966.
Gorodnichenko Y. Culture, institutions and democratization / Y. Gorodnichenko, G. Roland // Public Choice. – 2021. – Vol. 187(1). – P. 165–195. – DOI 10.1007/s11127-020-00811-8
Hepp A. The communicative figurations of mediatized worlds: Mediatization research in times of the 'mediation of everything' / A. Hepp // European Journal of Communication. – 2013. – Vol. 28 (6). – P. 615-629.
Inglehart R. Trump, Brexit, and the Rise of Populism: Economic Have-Nots and Cultural Backlash / R. Inglehart, P. Norris // SSRN Electronic Journal. – 2016. – DOI:10.2139/ssrn.2818659.
Strömbäck J., Esser F. Mediatization of Politics: Transforming Democracies and Reshaping Politics. In K. Lundby (Ed.). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mounton, 2014. – P. 375-403. DOI:10.1515/9783110272215.375.
Turkle Sh. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other / Sherry Turkle. New York: Basic Books, 2011. – 360 p.
Wollner G. Capital in the Twenty-First Century, Thomas Piketty. Harvard University Press / G. Wollner // Economics and Philosophy. – 2014. – Vol. 31(2). – P. 327–334. DOI:10.1017/S0266267115000061.

Статья
Поступила: 25.02.2025
Опубликована: 19.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Сусименко, Е. В., & Хорохордина, А. В. (2025). Деструктивные эффекты медиатизации сфер общественной жизни: формы, виды и классификации. Гуманитарий Юга России, 14(3), 107-120. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2025.3.9
Раздел
ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО