Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения

  • Михаил Константинович Горшков Институт социологии РАН m_gorshkov@isras.ru
  • Франц Эдмундович Шереги Центр социального прогнозирования и маркетинга info@ru-research.ru
Для цитирования
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 23-46.

Аннотация

Статья подробно анализирует ис­торию социологических исследо­ваний молодежи в СССР и совре­менной России. Приведены дан­ные социологических исследова­ний, подкрепленные их качест­венным анализом.
Ключевые слова:
Статья подробно анализирует историю социологических исследо¬ваний молодежи в СССР и совре¬менной России. Приведены дан¬ные социологических исследова¬ний, подкрепленные их качественным анализом

Биографии авторов

Михаил Константинович Горшков, Институт социологии РАН
академик РАН, директор
Франц Эдмундович Шереги, Центр социального прогнозирования и маркетинга
кандидат философских наук, дирек­тор

Литература

См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.



С позиции социологии как науки словосочетание «социология молодежи» в названии учебников является некорректным, например:



Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебное пособие. Екатеринбург; Н. Тагил, 1995; Социология молодежи: учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999; Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: учебное пособие. Ростов н/Д, 2001; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учеб¬ник. М., 2011.



Можно говорить о теории молодежи при концептуальном моделировании процесса ее социализации или самореализации; конвенционально эту теорию можно назвать, как предлагает ряд обществоведов, ювентологией, наподобие успешно используемого обществоведами понятия «геронтология». См.: Павловский В.В. Ювентология. Проект интегративной науки о молодежи. М., 2001; Основы ювентологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / науч. ред. Е.Г. Слуцкий. СПб., 2002.



См.: Шубкин В.Н. Социологические опыты. Методологические вопросы социальных исследований. М., 1970; Его же. Социология и общество: научное познание и этика науки. М., 2010.



Группа в возрасте 15-29 лет, в России конвенционально отнесенная к понятию «молодежь», в настоящее время составляет 32,1 млн. человек. Образование в России 2011: стат. сб. М., 2011, С. 23, 25.



Там же. С. 58, 397, 448, 506.



Российский статистический ежегодник. М., 2011. С. 117.



Если учесть срок обучения молодежи в общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных учреждениях всех уровней, а также ту часть молодежи, которая включается в производственную деятельность, не имея полного среднего или профессионального образования, то «образовательная задержка» молодежи займет в среднем 13,5-14 лет, и на полное замещения ею занятого населения требуется максимум 30 лет. В таком случае все занятое население должно выходить на пенсию в возрасте 50-55 лет. Это свидетельствует о наличии определенного давления со стороны молодого поколения на социально-профессиональную структуру старшего поколения, что вынуждает государство в какой-то мере задерживать начало вступления молодежи в трудовую жизнь (служба в армии, увеличение срока обучения в вузе за счет открытия магистратуры, увеличение численности обучающихся в аспирантуре и др.).



В России в 1909 г. впервые было организовано скаутское движение патриотической направленности, которое интенсивно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 г. в стране насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. Скаутские отряды существовали в России до 1924 г., когда их влили в пионерскую организацию.



См.: Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916. № 1; Рубинштейн М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестник воспитания.



№ 3.



См.: Сперанский А. Кризис русской школы // Звезда. 1912. № 9; К характеристике современного студенчества. По данным переписи 1909¬1910 гг. в Петербургском технологическом институте. 2-е изд. СПб., 1911.



Все это явилось причиной принятия в России в 1914 г. запрета на производство и распространение алкогольных напитков.



Григорьев Н.И. Алкоголизм как общественное зло. СПб., 1909.



С. 16.



Там же. С. 9.



Коровин А.М. Опыт анализа главных факторов личного алкоголизма. М., 1907. С. 57.



Там же. С. 90.



См.: Бернацкий В.А. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1891; Майзель И.Е. Самоубийство среди учащихся // Вестник воспитания. 1908. № 8; Гордон Г. Самоубийство в средней школе // Образование. 1909. № 3; Феноменов М.Я. Причины самоубийств в русской школе. М., 1914.



Согласно данным переписи, даже в 1926 г. доля сельского населения в СССР составляла 82,2 %, и только к 1939 г. этот показатель снизился до 65,9 %. Российский статистический ежегодник: 2011... С. 77.



В период НЭПа (1921-1929 гг.) в СССР крупным иностранным компаниям было выдано 350 концессий, в ряде отраслей добычи цветных металлов иностранные концессии присутствовали более чем в 80 % предприятий. Велика была их доля также в капитале предприятий легкой промышленности, оптовой торговли. Отдельные концессии просуществовали до середины 1930-х гг. См.: Хромов С.С. Иностранные концессии в СССР: Исторический очерк. Документы. Т. 1, 2. М., 2006.



Луначарский А.В. Искусство и молодежь. М., 1929. С. 68.



См.: Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975. № 1; Дунаевский Ф.Р. Проблемы профессионального подбора. Харьков, 1923; Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. Вып. 1. М., 1924; Вып. 2. 1925; Шварц Г., Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М., 1926; Арямов И.А. Рабочий подросток. М., 1928; Колодная А.И. Интересы рабочего подростка. М., 1929.



См.: Бернштейн М.С. Как поставить учет бюджета времени нашей молодежи. М.; Л., 1925; Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926; Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927; Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921-1923 гг.). Л., 1928; Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929.



См.: Мевзос Г.М. К вопросу о нагрузке пионера. Хабаровск, 1925; Танаевский В.А. Бюджет времени вятского студенчества. Вятка, 1925; Бурдянский И.М., Юровская М.А. Рабочая нагрузка студента Татарского коммунистического университета. Казань, 1926; Труд, отдых, сон комсомольца-активиста. По материалам выборочного обследования бюджетов времени активных работников РЛКСМ. М.; Л.: 1929; Бухгольц Н.А. Бюджет времени подростка // Бюджет времени школьника. М.; Л., 1927; Труд и досуг ребенка / под ред. А. Гельмонта и М. Дурикина. М., 1927; Бернштейн М. С. Что школа делает для населения: Результаты всесоюзного обследования. М., 1927.



См.: Коган В. Советская социология печати в 20-е годы // Социологические исследования. Новосибирск, 1968; Бек А. Книга и рабочая молодежь // Рабочий читатель. 1925. № 10; Люблинский П.И. Методика социального обследования детства. М.; Л., 1928; Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М., 1928; Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929; Что читает рабочая молодежь. М., 1930; Переплетчикова Л.С. Читающая молодежь города. М.; Л., 1932; Гельмонт А.М. Изучение детского кинозрителя. М., 1933.



См.: Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интересов). М.; Л., 1925; Коровин А.М. Опыты и наблюдения над алкоголем. М.; Л., 1929.



См.: Маро (Левитина М.И.). Беспризорные. Социология, быт. Практика работы. М., 1925, С. 52, 170-171.



См.: Футер Я. О детях - наркоманах // Московский медицинский журнал. 1925. № 10.



См.: Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000. С. 222-224.



См.: Большаков А.М. Краеведческое изучение деревни. Л.; М., 1930; Попов С.И. Как приступить к изучению волости или района. М., 1930.



См.: Лицо ленинградского комсомола в цифрах. Л., 1930; Молодежь СССР: стат. сб. / под ред. А. Косарева. М., 1936.



См.: Пруденский Г.А. Время и труд. М., 1965; Ольшанский В.В. Личность и социальные ценности // Социология в СССР / ред. Г.В. Оси¬пов. М., 1966; Грушин Б.А. Свободное время: Актуальные проблемы. М., 1967; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина и В. А. Ядова. М., 1967; Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Л., 1968; Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи. М., 1969; Арутюнян Ю.В. Опыт социологического изучения села. М., 1968; Урланис Б.Ц. История одного поколения (Социально-демографический очерк). М., 1968; Шляпентох



B. Э. Методологические и методические проблемы исследования в социо¬логии печати // Проблемы социологии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969; Фирсов Б.М. Ваше мнение о телевидении. М., 1969; Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970; Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979; Харчев В.Г. Нравственность и семья. М., 1981.



См.: Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; 47 пятниц. Вып. 1. Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов (программы и документы исследования). М., 1969; Сафронов Ю.Н. Общественное мне¬ние и религиозные традиции. М., 1970; Пронин Е.И. Печать и общественное мнение. М., 1971; Тарасенко А.А. Общественное мнение и поведение личности. Минск, 1975; Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975.



См.: Лисовский В. Идеалы молодежи. М., 1962; Иконникова



C. Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л., 1969; Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодёжь как социальная категория. М., 1970; Мотивация жизнедеятельности студентов. Каунас, 1970; Кочетов Г.М. Профессиональные планы молодежи и их реализация. М., 1970; Вершловский С., Лесохина Л. Молодежь в пути. М., 1971; Кугель А.С., Никандров О.М. Молодые инженеры. М., 1971; Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. М., 1973; Иконникова С.Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. Ленинград, 1974.



См.: Гурова Р.Г. Применение конкретных социологических ме¬тодик в педагогических исследованиях. М., 1969; Шубкин В.Н. Начало пути. Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М., 1979.



Центральный комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.



Проблема продолжающегося по сей день массового непрофессионализма в российской социологии приобрела особую актуальность после распада СССР. Спасая от безработицы огромный штат преподавателей советской системы образования, в первую очередь высшего профессионального, власти страны разрешили преподавателей и исследователей научного коммунизма, исторического материализма, научного атеизма, партийного и комсомольского строительства и т. д. переименовать в социологов и политологов. Как идеологи, в лучшем случае социальные философы, по природе не обладающие склонностью к социологии, в дальнейшем эти преподаватели и исследователи не содействовали повышению социологической культуры, более того, содействовали и по сей день содействуют ее девальвации в большей степени, чем в советский период, когда они были в оппозиции к социологии.



Апологетическую направленность исследовательской работы НИЦ ВКШ вплоть до распада СССР да и в последующем наглядно иллюст¬рируют названия публикаций руководителя и одновременно ведущего ис¬следователя этого учреждения И. М. Ильинского: Ленинский комсомол - верный помощник партии по коммунистическому воспитанию молодежи: претворение в жизнь ленинского завета «Учиться коммунизму» // Совет¬ская педагогика. 1979. № 11; Рекомендации по разработке перспективных комплексных планов комитетов ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи / отв. ред. Ильинский И.М., Мухачев В.И. М., 1979; Постигая идеал: о коммунистическом воспитании // Комсомольская правда. 1980; Научные исследования как фактор повышения эффективности деятельности ВЛКСМ // Коммунистическое воспитание молодежи: система, проблемы эффективности. М., 1980; Молодежь и социалистическая демократия // Агитатор. 1982. № 5; Комсомол в перестройке. М., 1987; Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Уме¬ние. 2005. № 3.



После примерно сотни подобных публикаций о коммунистиче¬ском воспитании молодежи комсомолом и ее обязанностью перед новой властью «перестроиться», т.е. адаптироваться к олигархическому (и коррумпированному) «рынку», закономерно следует итоговое заключение «ученого»: Чем младше, тем хуже: Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито умственно, духовно и культурно, чем предыдущее: беседа с ректором Московского гуманитарного университета (так теперь называется бывшая ВКШ при ЦК ВЛКСМ) И. М. Ильинским / за¬писала А. Горчакова // Московский комсомолец. 2011. 27 июня.



См.: Ильинский И.М. Закон о молодежи: каким ему быть // Молодой коммунист. 1988. № 2; Его же. Имеем право!: Зачем нужен Закон о молодежи // Комсомольская правда. 1988. 22 янв.



О массовости комсомольского движения вплоть до конца 1980¬х гг. свидетельствуют следующие данные. В 1988 г. в ВЛКСМ на учете состояли около 40 млн. комсомольцев (возраст - 14-28 лет); численность некомсомольцев того же возраста составляла 20 млн. человек. Общее число комсомольских организаций в 1980 г. - 439,2 тысячи, в 1988 г. - 472,6. Молодежь в СССР: стат. сб. М., 1988. С. 9, 39.



См.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Динамика общественного мнения молодежи // Социологические исследования. 1979. № 4; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Динамика общественного мнения молодой научно¬технической интеллигенции о политическом событии // Пути повышения трудовой активности молодой научно-технической интеллигенции. М., 1981; Блинов М.Н., Шереги Ф.Э. Средства массовой информации и формирование общественного мнения молодежи // Искусство воспитания. М., 1981.



Посчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 2011,



С. 77.



Речь идет о регулируемых государством квотах внутренних трудовых мигрантов для предприятий и строек крупных городов.



Исключением являлись студенты немногих столичных вузов, где имелась военная кафедра. Выпускники - юноши таких вузов призыва¬лись на срочную службу в армию на один год, после чего большинство из них получали чин офицера в запасе. В 1982 г. под руководством Ф. Шере- ги был реализован аналогичный проект на строительстве завода Атоммаш в г. Волгодонске, а в 1983 г. - на строительстве Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК).



См.: Железко С.Н. Социально-демографические проблемы в зоне БАМа. М., 1980; Белкин Е.В., Шереги Ф.Э. БАМ: мотивы приезда строителей и их жизненные планы // Региональные проблемы социально¬демографического развития. М., 1982; Воронов В.В., Белкин Е.В., Шереги Ф.Э. БАМ: привлечение и закрепление кадров // Транспортное строительство. 1984. № 11; Белкин Е.В., Шереги Ф.Э. Формирование населения в зоне БАМа. М., 1985.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Горшков, М. К., & Шереги, Ф. Э. (2016). Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения. Гуманитарий Юга России, (3), 23-46. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/3418
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО