Statism and paternalism as cultural markers of civilizational identity in Russia

  • Anatoly V. Lubsky Department of the Institute for Retraining and Advanced Teaching in Humanities and Social Sciences of the Southern Federal University n_lav@mail.ru
  • Roman A. Lubsky the Ministry of Internal Affairs Krasnodar University of Russia roma-thebest@mail.ru
How to Cite
Lubsky A.V., Lubsky R.A. Statism and paternalism as cultural markers of civilizational identity in Russia. Humanities of the South of Russia. 2016. No. 3. P. 90-103. (in Russ.).

Abstract

The methodological problems of stud­ying civilizational identity in Russia and its cultural markers such as stat- ism and paternalism are considered in the article.
Keywords:
civilizational identity, collective identity, state, statism, paternalism

Author Biographies

Anatoly V. Lubsky, Department of the Institute for Retraining and Advanced Teaching in Humanities and Social Sciences of the Southern Federal University
Philosophical Sciences, Professor of Social, Political and Law Sciences
Roman A. Lubsky, the Ministry of Internal Affairs Krasnodar University of Russia
The Candidate of Philosophical Sciences, associate professor, doctoral candidate of chair of philosophy and sociology

References

Малинова О.Ю. Российская идентичность между идеями нации и цивилизации // Вестн. Ин-та Кеннана в России. Вып. 22. М., 2012. С. 4856; Ее же. Россия и «Запад» в XX веке: Трансформация дискурса о коллективной идентичности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 141-183; Ефременко Д.В. Драма европейской идентичности // Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки. М., 2005. № 3. С. 157-169.



Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 105-115.



Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Полит. исследования. 2008. № 3. С. 29; Его же. Национально-цивилизационная идентичность и политические трансформации в современном мире // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 2: Идентичность и социально-политические изменения в ХХ1 веке. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 114-131.



Федотова Н.Н. Жизненные стили и плюрализация идентичности как проблема политической социологии // Идентичность как предмет политического анализа: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-теорет. конф. (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.). М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 60-61.



Малахов В.Г. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 49-51.



Малинова О.Ю. Исследование политики и дискурс об идентичности // Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки. М., 2005. № 3. С. 12.



Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 112-120.



Лубский А.В. Цивилизационная идентичность: методологический конструкт интердисциплинарных научных исследований // Вестн. Рос. Академии естественных наук. 2013. № 3. С. 49-53.



Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998. С. 71-72.



Микешина Л.А. Эпистемологическое оправдание гипостазирования и реификации // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 44.



Бурдье П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. С. 206.



Лубский А.В. Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность // Научная мысль Кавказа. 2011. № 4.



С. 19-29.



Артамонов В. Катастрофы в истории российской государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 61-68; Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое изд-во, 2005.



Щербинин А.И. Через полицеизм к тоталитаризму // Полит. исследования. 1994. № 1. С. 186-190. Об «интервенционистском государстве» см.: Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Полит. исследования. 2000. № 3. С. 113.



Лубский Р.А. Традиции полицейского государства в России как воплощение идеи общей пользы во имя общего блага // Философия права.



№ 2 (51). С. 89-91; Его же. Этатистско-патерналистские образы государства и права как утилитарная форма нигилистического сознания // Правовой порядок: межвуз. науч. сб. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.



С. 218-221.



Лубский Р.А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. Науч журн. 2012. № 6 (16). С. 156-157; Его же. Патернализм как предмет научного дискурса // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 79-81.



Ситнова И.В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 3. С. 19; Щекотихин В.Н. Этатизм и его роль в укреплении современной государственности: зарубежный опыт и российские тенденции // Вестн. ВолГУ. Серия 4. 2008. № 1 (13). С. 116.



Лаппо-Данилевский А.С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен смуты и до эпохи преобразований // Полит. исследования. 1994. № 1. С. 178.



Пивоваров Ю. Тенденции русской государственности и современность: 1-я лекция. URL: http://tvkultura.ru/anons/show/video_id/156639/ brand_id/20898/ (дата обращения: 26.04.2013).



Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская власть, русская система, русская история // Красные холмы: альманах. М., 1999. С. 86.



Яковенко И.Г. Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа // Социокультурная методология анализа российского общества. Независимый теоретический семинар. Семинар № 3. Москва. 26 июня 1996 г. URL: http://mdocs.exdat.com/docs/index- 51573.html?page=2 (дата обращения: 20.11.2012).



Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Институт философии РАН., 1997. С. 120.



Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 108-109.



Шушкова Н.В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социол. журн. 2007. № 1. С. 40.



Темницкий А.Л. Социальные и культурные «скрепы» патерналистской цивилизации в России // Российское общество в современных цивилизационных процессах. СПб.: Интерсоцис, 2010. С. 461.



Ермоленко Т.Ф. Патернализм в России: опыт культурноисторического анализа. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1999.



Шушкова Н.В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социол. журн. 2007. № 1.



Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М.: МОНФ, 2000.



Ситнова И.В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 2011. Май-июнь. № 3 (103).



Кара-Мурза С.Г. Государственный патернализм - цивилизационное измерение // Науч. эксперт. 2009. № 12. С. 1.



Вовк В.Н. Патернализм в российском правовом менталитете: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2010.



Лубский Р.А. Политический менталитет в России на рубеже веков. Саарбрюккен: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2013.



Кочнова О.А. Патернализм как субинститут благотворительности // Вюник СевДТУ. Вип. 94: Фiлософiя: зб. наук. пр. Севастополь: Вид- во СевНТУ, 2009. С. 52.



Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 4. С. 12.



Розов Н.С. Российский менталитет: наиболее конструктивные концепции и их критика // Мир России. 2011. № 2. С. 101.
Citation Formats
Other cite formats:

APA
Lubsky, A. V., & Lubsky, R. A. (2016). Statism and paternalism as cultural markers of civilizational identity in Russia. Humanities of the South of Russia, (3), 90-103. Retrieved from https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/3545
Section
CULTURE AND GLOBALIZATION