Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований

  • Марина Сергеевна Рюмина Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону rms_1980@mail.ru
Для цитирования
Рюмина М. С. Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 2. С. 303-313.

Аннотация

Статья посвящена проблеме кризиса образования, поставленной и осознанной еще в середине ХХ в. и сохраняющей свою актуальность до сегодняшнего дня. Учитывая многоаспектный характер кризиса образования, автор выделяет три его взаимосвязанные составляющие: культурную, социальную и экзистенциальную. Поскольку получение образования подразумевает ответы на вопросы о личностном смысле обучения, экзистенциальная составляющая кризиса образования, по мнению автора, является основной, так как отражает проблему обессмысливания образования с точки зрения личности как основного субъекта образования.
Ключевые слова:
образование, кризис образования, общество, мировоззренческий кризис, кризис идентичности, социальные дисфункции образования, ценность образования.

Биография автора

Марина Сергеевна Рюмина, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону
Аспирант

Литература

Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М. : Прогресс, 1970.



Косенко Т.С., Наливайко Н.В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему. Новосибирск, 2012.



Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М. : Совершенство, 1998.



Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб. : РХГИ, 2004.



Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул : Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1994.



Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 126–138.



Жданова М.В., Зоткин А.О., Кабанов П.Г., Люрья Н.А. Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998.



Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. 2003. № 6.



Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.



Фромм Э. Иметь или быть. М. : АСТ, 2000.



Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования // Франция глазами французских социологов. М. : Наука, 1990.



Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов // Новое литературное обозрение. 2003. № 5.



Бурдьё П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96 : альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. М. : Socio-Logos, 1996.



Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.



Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Parsons/05.php (дата обращения: 30.09.2014).



Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.



Проховник О.А. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности : дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006.



Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М. : Экономика, 2004.



Рюмина М.С. Кризис образования и проблема определения идентичности в обществе позднего модерна // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8–9. С. 127–130.



Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 136–137.



Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Основы теории символического насилия / пер. Н. Шматко // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 39–60.



Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Рюмина, М. С. (2017). Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований. Гуманитарий Юга России, 6(2), 303-313. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/5108
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ