Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев)

  • Тамара Петровна Матяш Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону tamara.matiash@yandex.ru
  • Дмитрий Владимирович Матяш Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону matyashdv@mail.ru
Для цитирования
Матяш Т. П., Матяш Д. В. Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев) // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 1. С. 108-122. DOI: https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.7

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что истинность знания о существовании внешнего мира, на котором строится всё научное познание, не получила окончательного философско-теоретического обоснования в отечественной философии, а работы некоторых отечественных философов, например, В.И. Несмелова, специально исследующего эту проблему, практически не известны современной философской общественности.Цель статьи – рефлексивно-критически исследовать гносеологическое значение Декартова принципа cogito, представленное в работах В.И. Несмелова и Вл.С. Соловьева в целях обоснования истинности знания о существовании объективного мира.Ведущий подход к исследованию данной проблемы опирается на теоретическую реконструкцию и интерпретацию текстов, что позволяет не только выявить смысловое содержание философских размышлений указанных философов по проблеме обоснования существования внешнего мира и тождества мышления и бытия, но критически-рефлексивно оценить и сравнить их подходы и полученные результаты.Основные результаты, полученные в данной статье: показано, как, признавая полную законность скептического положения о недостоверности нашего знания о существовании объективной реальности, Р. Декарт попытался преодолеть скептицизм в этом вопросе; объяснено, почему Р. Декарт, открыв непререкаемую истину cogito, «бросил её как совершенно ему не нужную» (В.И. Несмелов) для обоснования существования объективного мира и принялся искать иные критерии обоснования достоверного знания об этом мире; проанализирована несостоятельность предложенной Р. Декартом идеи Бога как критерия такого обоснования; дан анализ попытки В.И. Несмелова использовать оставленную Р. Декартом непререкаемую истину cogito для обоснования достоверности нашего знания о существовании объективного мира; рассмотрено, почему размышления Вл.С. Соловьева, считавшего принцип Cogito ergo sum не до конца проясненным самим Р. Декартом, требуют дальнейшего уточнения предложенного В.И. Несмеловым решения вопроса о критериях достоверности нашего знания о существовании объективной реальности.
Ключевые слова:
объективность, идея тождества мышления и реальности, достоверность знания и его критерии, метафизическое обоснование, скептицизм

Биографии авторов

Тамара Петровна Матяш, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, профессор
Дмитрий Владимирович Матяш, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, доцент, профессор

Литература

Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. 442 с.



Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.: Наука, 1988. 208 с.



Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.



Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: формирование научных программ Нового времени (XVII – XVIII вв.). М.: Наука, 1987. 447 с.



Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1. 452 с.



Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998. 315 с.



Декарт Р. Соч. : в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 655 с.



Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. М.: ИФ РАН, 2007. 231 с.



Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 1968. Т. 18.



Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.



Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.



Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993. 352 с.



Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Азбука, 2010. 288 с.



Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 119 с.



Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1 : Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. 347 с.



Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 830 с.



Платон. Теэтет. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. 192 с.



Соловьев В.С. Теоретическая философия // Соч. : в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 892 с.



Федоров Н.Ф. Философия общего дела : в 2 т. М.: АСТ, 2003. Т. 2. 589 с.



Флоренский П.А. У водораздела мысли // Соч. : в 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. 496 с.



Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. Т. 21. 745 с.
Статья

Поступила: 24.10.2019

Опубликована: 03.03.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Матяш, Т. П., & Матяш, Д. В. (2020). Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев). Гуманитарий Юга России, 9(1), 108-122. https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.7
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО