Этапы профессиональной мобильности российской молодежи в эпоху глобальной информатизации: факторы риска

Научная статья
  • Дмитрий Николаевич Мищенко Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Симферополь, svet_crimea@list.ru
Для цитирования
Мищенко Д. Н. Этапы профессиональной мобильности российской молодежи в эпоху глобальной информатизации: факторы риска // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 2. С. 159-171. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.11

Аннотация

В статье предлагается стратегия исследования проблемы профессиональной мобильности российской молодежи с позиций выявления факторов риска, формирующихся на каждом этапе данного процесса. Среди них автор выделяет такие, как профессиональное самоопределение (профессиональный выбор), профессиональное образование (обучение в рамках выбранной специальности, профессии) и профессиональная адаптация (вхождение в профессию на рынке труда). В ходе исследования делается вывод о том, что, во-первых, профессионализация молодежи на всех ее этапах детерминирована влиянием глобального фактора информатизации как следствия парадигмального поворота в социокультурной динамике современного мира, иначе именуемого мобильным поворотом. Этот поворот значительно трансформировал процесс профессионализации молодежи и понятие мобильности, в том числе профессиональной. А, во-вторых, российская молодежь, включенная в ареал влияния глобального процесса формирования мобильного мира, подвержена воздействию сугубо российских факторов социокультурной трансформации, что находит выражение в кризисных факторах функционирования системы профессиональной социализации молодежи и распространении рисков социальной инфантилизации молодежи. И в профессиональном развитии молодежи данный негативный процесс находит выражение самым непосредственным образом.
Ключевые слова:
молодежь; мобильность; профессиональная мобильность; риски профессиональной мобильности; профессиональное самоопределение; профессиональное образование; профессиональная адаптация

Биография автора

Дмитрий Николаевич Мищенко, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Симферополь,
соискатель

Литература

1. Алиев Ш.И. Молодежь как субъект жизненного проектирования в условиях российской реальности // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 7. С. 9–16.

2. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133–154. Режим доступа: http:// jour. isras.ru/upload/journals/1/articles/218/submission/original/218-411-1-SM.pdf.

3. Бекоева М.И. Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 189–192.

4. Большая зарплата или работа по специальности? Пресс-выпуск ВЦИОМ от 15 апреля 2019 г. Режим доступа: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9655.

5. Веселкова Н.В. Новые исследования мобильностей: совпадающие и несовпадающие потоки и социальная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 3. С. 50–66.

6. Все профессии нужны, все профессии важны. ВЦИОМ. № 3800. 25 октября 2018 г. Режим доступа: https:// wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9392.

7. Горюнова Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 1. С. 63–68.

8. Дворецкая Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 25 с.

9. Демиденко А.С. Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 3. С. 143–149.

10. Еремин В.В. Социокультурные аспекты профессиональной мобильности современных специалистов // Вестник КемГУКИ. 2016. № 37. С. 132–137.

11. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / М.К. Горшков [и др.]; отв. ред. М.К. Горшков. М. : Ин-т социологии ФНИСЦ РАН, 2017. С. 4–7.

12. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105–111.

13. Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформаций // Вестник СамГУ. 2007. № 1 (51). С. 95–96.

14. Мищенко Д.Н. Методологические ориентиры социологического исследования управления профессиональной мобильностью российской молодежи // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 1. С. 188–197.

15. Мухина К.С. Депрофессионализация российской молодежи: институциональные факторы воспроизводства // Гуманитарий Юга России. 2017. № 6. С. 242–250.

16. Невелева В.С., Мордовина Д.А. Новые формы я-документов – репрезентация феномена мобильности // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 103–108.

17. Петренко-Лысак А.А. Homo Mobilis в транзит(ив)ном потоке мобильных коммуникаций. // Лабиринт 2015. № 3. С. 44–53. Режим доступа: https://journal-labirint.com/ wp-content/uploads/2015/10/3/Petrenko-Lysak.pdf.

18. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Пресс-выпуск ВЦИОМ от 24 октября 2018 г. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236& uid=9387.

19. Сергеева Т.Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 81–96.

20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

21. Сычева В.О. Проблемы формирования профессиональной мобильности бакалавров // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 170–173.

22. Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. М. : Наука, 2018. 350 с.

23. Троицкая Ю.В. Профессиональная мобильность: российский и зарубежный опыт оперирования термином // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 122–126.

24. Урри Дж. Мобильности // Мониторинг общественного мнения. 2012. № 5(111).

25. Фадеева И.М. Профессионализация и депрофессионализация в современном российском обществе: взгляд социолога // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2014. № 1 (33). С. 108–113.

26. Школьные предметы и профессии. Режим доступа: https:// www.levada.ru/ 2018/06/21/shkolnye-predmety-i-professii/print/.

27. Эмиграционные настроения. Режим доступа: https:// www.levada.ru/2019/11/26/ emigratsionnye-nastroeniya-4/.

28. Kaufmann V. Re-thinking Mobility. Contemporary Sociology. Aldershot: Ashgate, 2002.

29. Vodenko K.V., Gribanov G.A., Chernov K.A., Mukhina K.A. Russian Entrepreneurship in the Context of Socio-Economic Crisis: the Risks of Deprofessionalization // The Journal of Social Sciences Research. 2019. Vol. 5, Iss. 10. P. 1495-1500.
Статья

Поступила: 30.03.2020

Опубликована: 27.05.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Мищенко, Д. Н. (2020). Этапы профессиональной мобильности российской молодежи в эпоху глобальной информатизации: факторы риска. Гуманитарий Юга России, 9(2), 159-171. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.11
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ