Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс

  • Константин Викторович Воденко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия vodenkok@mail.ru
  • Лариса Владимировна Боровая Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия imo.npi.tu@gmail.com
  • Александр Владимирович Ефимов Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия npi_pfu@mail.ru
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономиче-ские и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального простран-ства и становления индустрии 4.0».
Для цитирования
Воденко К. В., Боровая Л. В., Ефимов А. В. Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 3. С. 36-44.

Аннотация

Данная статья актуализирует самые яркие и противоречивые последствия перехода современного российского общества к информационной эпохе. В системе образования эти противоречия являются наиболее выраженными. Мнение исследователей на этот счет представлено различными позициями – в диапазоне от признания явных преимуществ влияния информационных процессов на образовательное пространство до актуализации негативных аспектов данного влияния. При этом сложилось солидарное понимание того, что процессы информатизации и цифровизации являются закономерными и неизбежными в сфере образования. Соответственно, к ним необходимо адаптироваться, вырабатывая оптимальные стратегии перехода российской системы образования в новый формат функционирования с учетом новых информационных технологий, достаточно активно используемых в образовательной среде. Особая роль социально-философской науки в осмыслении тенденций информатизации и цифровизации образования заключается в угрозе разрушения ценностно-смыслового базиса культуры образования в России. Признаки разрушительных процессов уже явно фиксируются в образовательном пространстве российского общества, что ставит на приоритетную позицию потенциал социально-философской рефлексии рисков и угроз современного информационного общества.
Ключевые слова:
образование, глобальная информатизация и цифровиза-ция, информатизация образования, цивилизация образования, онлайн-обучение, культура образования

Биографии авторов

Константин Викторович Воденко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
Доктор философских наук, профессор
Лариса Владимировна Боровая, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
Кандидат экономических наук, проректор по международной деятельности
Александр Владимирович Ефимов, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
Кандидат экономических наук, проректор по финансово-экономической деятельности

Литература

Аникин Л.С., Тарский Ю.И. Политика модернизации и информационное общество: социокультурный аспект // Власть. 2012. № 6. С. 94–98.

Бакаева Ж.Ю., Степанов А.Г., Степанова С.Е. Философско-методологические основания информатизации и моделирования в контексте цифровизации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7, № 5А. С. 20–27.

Бородина Н.А. Социально-философский анализ информатизации образования : автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2012. 26 с.

Вальвачев В.В. Информатизация как фактор развития современного российского общества (социально-философский анализ) : автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2012. 23 с.

Варова Н.Л. Культура образования в современной цивилизации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=6779.

Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74–91.

Воробьев Г.А., Павленко И.И. Тенденции и перспективы информатизации социального управления в современных условиях // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20, № 4. С. 144–151.

Воронцова Е.В. Информатизация современного российского общества как инновационный процесс: социологический анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2004. 25 с.

Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о познавательно-развивающей парадигме высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 107–122.

Елькина Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего : тр. XXI Междунар. объед. конф. «Интернет и современное общество, IMS-2018», Санкт-Петербург, 30 мая – 2 июня 2018 г. СПб. : Ун-т ИТМО, 2018. Вып. 2. 336 с. Режим доступа: https:// openbooks.itmo.ru/ru/file/8471/8471.pdf.

Каратеев А.Ю. Демократия и цифровое неравенство // Русская политология. Russian Political Science. 2018. № 4 (9). С. 39–46.

Кочергин И.Г., Третьяков О.В. Философско-методологические и исторические аспекты глобальной информатизации современного общества // Вестник ТГУ. 2012. Вып. 12 (116). С. 360–366.

Лопатина Н.В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития // Информационные ресурсы России. 2014. № 2. Режим доступа: http:// www.aselibrary.ru/ digital_resources/journal/irr/irr5924/irr59245926/irr592459266114/irr5924592661146119/.

Лубский А.В., Ковалев В.В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 2. С. 33–50.

Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование. Режим доступа: https://sn.ria.ru/20191211/1562209433.html.

Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. Т. 1, № 1. С. 18–28.

Павленко И.И. Информатизация социального управления и перспективы формирования инновационного университета в России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2015. 41 с.

Перчук Е.Е. Информатизация и информационная безопасность: философско-методологические аспекты : дис. ... канд. филос. наук. М., 2002. 159 с.

Равочкин Н.Н. Социально-философский взгляд на взаимодействие цифровизации и политико-правовых институтов // Искусственные общества. 2019. T. 14, вып. 3. Режим доступа: https:// artsoc.jes.su/S20775 1800007024-5-1.

Садов К.С. Новая цифровая эпоха: основы информационной безопасности в государственной политике России // Русская политология. Russian Political Science. 2018. № 4 (9). С. 79–82.

Цифровизация человека: влияние цифровых технологий на общество. Режим доступа: https://mentamore.com/socium/cifrovi zaciya-cheloveka.html.

Чернышов А.Г. Стратегия и философия цифровизации // Власть. 2018. № 5. С. 13–21.
Статья

Поступила: 30.04.2020

Опубликована: 18.07.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Воденко, К. В., Боровая, Л. В., & Ефимов, А. В. (2020). Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс. Гуманитарий Юга России, 9(3), 36-44. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/7370
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ