Аффективная сфера в христианской религиозной идентичности

  • Ирина Борисовна Чернова Московский университет МВД им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия chibor@bk.ru
Для цитирования
Чернова И. Б. Аффективная сфера в христианской религиозной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 5. С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.9

Аннотация

Работа посвящена исследованию достижений православной духовной традиции в воспитании личности через осмысление и регулирование позитивных и негативных проявлений аффективной сферы жизни человека. Христианский дискурс данной проблематики строится вокруг анализа феномена страстей как чувств, подчиняющих себе человека даже тогда, когда он осознает их деструктивный характер. Негативное воздействие страстей на личность выявляется, с одной стороны, через их генетическую связь с низменными телесными потребностями человека, с другой – через результат действия страстей – греховный поступок. Сопоставляя разные классификации страстей, автор подчеркивает их взаимосвязь и взаимозависимость, что важно для анализа форм противодействия страстям в духовном развитии личности. Исследование православной духовной традиции позволяет в качестве фундаментального тактического религиозно-психологического инструментария рассматривать трезвение, а также выявить совокупность высших чувств, которые помогают личности преодолевать страсти. Это религиозная вера, любовь и порождаемой любовью к Абсолюту страх Божий. В результате исследования автор приходит к выводу о социальной ценности и актуальности данной религиозной традиции для оздоровления современного состояния религиозных общин и духовной безопасности личности каждого верующего.
Ключевые слова:
религиозная идентичность, страсти, аффективная сфера, духовность

Биография автора

Ирина Борисовна Чернова, Московский университет МВД им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия
Кандидат философских наук, доцент, кафедра философии  

Литература

Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.: Благовест, 2010. 416 с.

Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч. Режим доступа: https:// azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/12.

Евагрий Понтийский. О восьми помыслах. Режим доступа: https:// azbyka.ru/otechnik/ prochee/dobrotoljubie_tom_1/62.

Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. Режим доступа: http:// psyheo.by/ asketizm-po-pravoslavno-hristianskomu-ucheniyu/.

Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Сергиев Пасад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. 368 с.

Льюис К.С. Просто христианство // Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. 432 с.

Максим Исповедник. Главы о любви. Режим доступа: https:// hesychasm.ru/library/ max/max_gl.htm.

Новиков Д.В. Религиозно-аскетическое понятие «страсть». Психологический и клинический аспекты // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3. С. 146–159.

Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. 344 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

Сурожский А. Берегитесь, братья мои, священники! Режим доступа: http:// www.wco. ru/ biblio/books/antons11/H3-T.htm.

Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. 352 с.
Статья

Поступила: 15.09.2020

Опубликована: 08.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чернова, И. Б. (2020). Аффективная сфера в христианской религиозной идентичности. Гуманитарий Юга России, 9(5), 115-124. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.9
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО