Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления

  • Владимир Алексеевич Чвякин Московский политехнический университет, г. Москва, Россия 195805@mail.ru
  • Николай Юрьевич Григорьев Московский политехнический университет, г. Москва, Россия nugrig@mail.ru
Для цитирования
Чвякин В. А., Григорьев Н. Ю. Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 5. С. 150-161. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.12

Аннотация

В системах современных коммуникаций доминирующими становятся каналы социальных сетей, в которых возникают различного рода тенденции как позитивной, так и негативной направленности. Кроме тенденций наращивания активности и количества социальных контактов, в том числе и с незнакомыми людьми, в их структуре появляются феномены, которые имеют прямое отношение к культурно-социальным основам межличностного взаимодействия. В качестве одного из таких феноменов следует рассматривать фаббинг, который представляет собой привычку постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником. Несмотря на кажущуюся социальную незначительность такого феномена, его влияние на системы межличностных отношений становится все более определяющим. Фаббинг – это явление социально-психологическое, для которого характерны только субъективные причины. Предметное поле фаббинга может быть отнесено к социальной психологии личности. Фаббинг оказывает деструктивное влияние на установление и развитие межличностных коммуникаций.
Ключевые слова:
фаббинг, распространенность фаббинга, социальные коммуникации, массовые коммуникации, социальные сети, социальная активность, социальные контакты, межличностный дискомфорт

Биографии авторов

Владимир Алексеевич Чвякин, Московский политехнический университет, г. Москва, Россия
Доктор философских наук, профессор, кафедра рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии
Николай Юрьевич Григорьев, Московский политехнический университет, г. Москва, Россия
Кандидат философских наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии

Литература

А если без Интернета?! // ВЦИОМ. 07.04.2017. Режим доступа: https:// wciom.ru/ index.php?id=236&uid=569.

Бердин Р.Д. Особенности виртуального общения в молодежной среде // Наука, техника и образование. 2016. № 1 (19).

Исследование «ВКонтакте»: портрет молодежи. 01.04.2017. Режим доступа: https://vk.com/wall-19542789_54106.

Просторы Интернета: для работы или развлечений? // ВЦИОМ. 20.09.2018. Режим доступа: https:// wciom.ru/index.php?id= 236&uid=9322.

Соцсети – окно в мир или виртуальная ловушка? // ВЦИОМ. 23.06.2015. Режим доступа: https:// wciom.ru/index.php?id=236 &uid=115294.

Balta S., Emirtekin E., Kircaburun K. Neuroticism, Trait Fear of Missing Out, and Phubbing: The Mediating Role of State Fear of Missing Out and Problematic Instagram Use // Int. J. Ment. Health Addiction. 2018. Vol. 7.

Beranuy M., Oberst U., Carbonell X., Chamarro A. Problematic internet and mobile phone use and clinical symptoms in college students: the role of emotional intelligence // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25 (5). P. 1182–1187.

Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. How “phubbing” becomes the norm: The antecedents and consequences of snubbing via smartphone // Computers in Human Behavior. 2016. № 63. P. 9–18.

Chotpitayasunondh V., Douglas K. The effects of “phubbing” on social interaction // Journal of Applied Social Psychology. 2018. Available at: https:// www.researchgate.net/ publication/322682365_The_effects_of_ phubbing_ on_social_interaction.

Elsobeihi M.M., AbuNaser S. Effects of Mobile Technology on Human Relationships // International Journal of Engineering and Information Systems (IJEAIS). 2017. Vol. 1. P. 110–125.

Guazzini A., Duradoni M., Capelli A., Meringolo P. An Explorative Model to Assess Individuals’ Phubbing Risk // Future Internet. 2019. Vol. 11 (1). Р. 21. Available at: https://doi.org/10.3390/fi11010021.

Jamieson J.P., Harkins S.G., Williams K.D. Need threat can motivate performance after ostracism // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. № 36 (5). Р. 690–702.

Misra S., Cheng L., Genevie J., Yuan M.. The iphone effect the quality of inperson social interactions in the presence of mobile devices // Environment and Behavior. 2016. Vol. 48 (2).

Mulki J.P., Caemmerer B., Heggde G.S. Leadership style, salesperson's work effort and job performance: The influence of power distance // Journal of Personal Selling & Sales Management. 2015. Vol. 35 (1). P. 3–22.

Nakamura T. The action of looking at a mobile phone display as nonverbal behavior/ communication: A theoretical perspective // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 43. P. 68–75.

Ranie L., Zickuhr K. Americans’ views on mobile etiquette // Pew Research Center. August, 2015. Available at: http:// www. pewinternet.org/2015/08/26/americans-views-on-mobile-etiquette.

Roberts J., David M. Put down your phone and listen to me: How boss phubbing undermines the psychological conditions necessary for employee engagement // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 75. P. 206–217.

Przybylski A.K., Weinstein N. Can you connect with me now? How the presence of mobile Communication technology influences face-to-face conversation quality // Journal of Social and Personal Relationships. 2012. № 30 (3). P. 237–246.

Finkel J.A., Kruger D.J. Is Cell Phone Use Socially Contagious? // Human Ethology Bulletin. 2012. Vol. 27 (1–2). P. 15–17.

Weigl M., Hornung S., Parker S. K., Petru R., Glaser J., Angerer P. Work engagement accumulation of ask, social, personal resources: A three-wave structural equation model // Journal of Vocational Behavior. 2010. Vol. 77. P. 140–153.
Статья

Поступила: 10.09.2020

Опубликована: 09.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чвякин, В. А., & Григорьев, Н. Ю. (2020). Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления. Гуманитарий Юга России, 9(5), 150-161. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.12
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ