Предикторы фаббинга в структуре социальных коммуникаций

  • Николай Юрьевич Григорьев Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия nugrig@mail.ru
  • Владимир Алексеевич Чвякин Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия 195805@mail.ru
Для цитирования
Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Предикторы фаббинга в структуре социальных коммуникаций // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 3. С. 90-101. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.7

Аннотация

Цель исследования обусловлена необходимостью выявления факторов риска, которые осложняют систему социальных коммуникаций в целом. В комплексе таких факторов ведущая роль принадлежит привлекательности виртуальной среды, которая позволяет заводить и поддерживать контакты на расстоянии, способствует расширению круга знакомств и анонимности коммуникаций, формированию виртуальной личности с любыми желаемыми характеристиками, возможности примерять любые роли и реализовывать их в процессе общения. Немаловажными являются субъективные факторы в качестве причин фаббинга. В таких случаях речь идет о комплексе личностных особенностей, которые предопределяют структуру коммуникационных характеристик конкретной личности. Основными причинами фаббинга являются ориентированность на виртуальную реальность, фактор тревожности и личностная неорганизованность. Методологической базой исследования является общая теория социальной коммуникации с учетом поведенческого подхода в оценке фаббинга (V. Chotpitayasunondh, K. Douglas, J. A. Finkel, D. J. Kruger), а также принципы регуляции структурных моделей фаббинга при межличностном общении (A. Guazzini, M. Duradoni, A. Capelli, P. Meringolo, M. Beranuy, U. Oberst, X. Carbonell, A. Chamarro, K. Kircaburun и др.). Результаты исследования. Фаббинг представляет собой сложное социально-коммуникативное явление, которое обусловлено совокупностью субъективных и объективных факторов. Проявлению фаббинга способствует привлекательность виртуальной реальности для современного человека. Основными предикторами фаббинга являются ориентированность на виртуальную реальность, тревожность и личностная неорганизованность субъекта. Перспективы исследования предполагают разработку мер по профилактике фаббинга психолого-педагогическими средствами и с помощью технологий социального научения.
Ключевые слова:
фаббинг, социальные коммуникации, предикторы фаббинга, удовлетворенность общением, негативные последствия фаббинга

Биографии авторов

Николай Юрьевич Григорьев, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия
Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии
Владимир Алексеевич Чвякин, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия
Доктор философских наук, профессор, доцент кафедры социологии

Литература

1. Голубева Н. А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 2 (12). Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-mezhlichnostnogo-i-mezhgruppovogo-obscheniya-sovremennoy-molodezhi-v-realnom-i-virtualnom-prostranstve.

2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 120 с.

3. Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2 (48). С. 27–37. DOI 10.18522/2227-8656.2021.2.2.

4. Гуляева М. А. Виды отказа от общения как коммуникативного акта // Известия ВГПУ. 2012. № 11.

5. Гуляева М. А. Стратегии отказа от общения // Известия ВГПУ. 2013. № 1 (76).

6. Есаулова К. С. К определению социальной смелости: в реальной жизни и интернет-коммуникации // Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-sotsialnoy-smelosti-v-realnoy-zhizni-i-internet-kommunikatsii.

7. Кобызева В. О. Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи // СИСП. 2010. № 1. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-v-povsednevnyh-kommunikativnyh-praktikah-molodezhi-2.

8. Чвякин В. А., Григорьев Н. Ю. Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 5. С. 150–161. DOI 10.18522/2227-8656.2020. 5.12.

9. Kircaburun K., Griffiths M. D. Problematic Instagram Use: The Role of Perceived Feeling of Presence and Escapism // Int. J. Ment. Health Addiction. 2018. P. 76.
Статья

Поступила: 10.05.2021

Опубликована: 29.07.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Григорьев, Н. Ю., & Чвякин, В. А. (2021). Предикторы фаббинга в структуре социальных коммуникаций. Гуманитарий Юга России, 10(3), 90-101. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.7
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ