Институциональные условия формирования профессиональной идентичности молодых учителей в крупном российском городе в оценках экспертов

  • Галина Игоревна Чикарова Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия galia201292@gmail.com
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-90073.
Для цитирования
Чикарова Г. И. Институциональные условия формирования профессиональной идентичности молодых учителей в крупном российском городе в оценках экспертов // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 3. С. 159-167. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.13

Аннотация

Цель исследования – оценить институциональные возможности и барьеры на пути формирования профессиональной идентичности молодых учителей, работающих в муниципальных школах крупных российских городов. Методологическую базу исследования составляют конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана и сложившаяся в его рамках «мягкая концепция» идентичности (Р. Брубейкер, Ф. Купер), позволяющие автору рассматривать профессиональную идентичность не как стабильное ядро я-концепции, сохраняющееся от начала до конца, несмотря на внешние перипе­тии, а как нечто подвижное, формируемое под воздействием различных факторов и находящееся в постоянном изменении в зависимости от контек­ста. Эмпирическую базу исследования составили результаты прикладного социологического исследования, проведенного автором статьи в 2021 г. (метод сбора информации – экспертное интервью). Результаты исследования. На основе экспертных оценок сложившихся в институциональной среде современной муниципальной школы крупного российского города факторов формирования профессиональной идентичности молодых учителей определены недостатки существующих инструментов интеграции молодых специалистов в поле профессиональной деятельности в крупных российских городах и аргументирована необходимость переориентации государственной политики по вопросу привлечения в школы молодых специалистов со стихийного точечного решения отдельных проблем на выстраивание долгосрочной траектории развития молодых учителей в поле профессиональной деятельности. Дополнительно установлены институциональные факторы деформирования профессиональной идентичности молодых учителей, к которым эксперты относят низкую заработную плату, излишнюю бюрократизированность образования, отсутствие государственных жилищных программ для молодых учителей, работающих в школах крупных российских городов. Перспективы исследования. Полученные экспертные оценки институциональных факторов формирования и деформирования профессиональной идентичности молодых учителей могут быть использованы в дальнейшем при изучении институциональных особенностей формирования профессиональной идентичности представителей других социально-профессиональных подгрупп учительского сообщества.
Ключевые слова:
институциональные факторы формирования, институциональные факторы деформирования, профессиональная идентичность, молодые учителя, муниципальные школы крупных российских городов

Биография автора

Галина Игоревна Чикарова, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Стажер-исследователь, Институт социологии и регионоведения

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

2. Brubaker R., Cooper F. Beyond «Identity» // Theory and Society. 2000. Vol. 29, No 1. P. 1–47.
Статья

Поступила: 12.05.2021

Опубликована: 29.07.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чикарова, Г. И. (2021). Институциональные условия формирования профессиональной идентичности молодых учителей в крупном российском городе в оценках экспертов. Гуманитарий Юга России, 10(3), 159-167. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.13
Раздел
МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ