Качество высшего образования: операционализация понятия

  • Александра Владимировна Лацвеева Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия iluxin.2011@mail.ru
Выражение признательности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и ста-новления индустрии 4.0».
Для цитирования
Лацвеева А. В. Качество высшего образования: операционализация понятия // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 4. С. 149-159.

Аннотация

Цель исследования заключается в операционализации понятия «качество высшего образования» в социологическом дискурсе.   Методологическую базу исследования представляют современные социологические теории, в рамках которых осуществляется осмысление проблем развития высшего образования. Результаты исследования. Определяется социальная и научная актуальность исследования заявленной проблемы, выделяются признаки качества высшего образования, устанавливаются его ресурсы (социальные, материально-технические и информационные), осуществляется отграничение от смежных понятий, а в завершение дается инструментальное определение, которое может быть использовано в научной полемике в новом формирующемся дискурсе, инициируемом «онлайнизацией» социального института высшей школы. Делается вывод о том, что в реальных образовательных практиках выход на понимание качества высшего образования возможен только через согласование представлений основных социальных акторов института высшей школы.   Перспективы исследования заключаются в дальнейшем осмыслении и эмпирической верификации проблем качества современного высшего образования.  
Ключевые слова:
высшее образование, качество высшего образования, ресурсы качества высшего образования, эталон качества высшего образования, критерии оценки качества высшего образования, признаки качества высшего образования

Биография автора

Александра Владимировна Лацвеева, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
аспирант

Литература

1. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–135.

2. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 4. С. 56–62.

3. Исмаилова Н. П. Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 250–253.

4. Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. Т. 13, № 3. С. 6–14.

5. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.

6. Мороз В. В. Креативность как аксиологический ресурс качества университетского образования // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 173–184.

7. Нечаев М. П. Личностно ориентированные образовательные технологии как ресурс развития качества образования // Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 1. С. 38–44.

8. Сергеев А. Г., Баландина Е. А., Баландина В. В. Компетентность как ресурс в сфере управления качеством образования // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2009. Т. 1. С. 123–124.

9. Яшина Г. А. Ресурс повышения эффективности образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С. 8–12.
Статья

Поступила: 09.06.2021

Опубликована: 04.10.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Лацвеева, А. В. (2021). Качество высшего образования: операционализация понятия. Гуманитарий Юга России, 10(4), 149-159. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/8513
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ