Отражение категорий мигрантов в региональных СМИ и возможность его влияния на их интеграцию в принимающее общество: по материалам контент-анализа Интернет-изданий Ростовской области

Научная статья
  • Андрей Владимирович Бедрик Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия abedrik@bk.ru
    Elibrary Author_id 817604
  • Наталья Камильевна Бинеева Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия urfranrostov@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6582-4049
    Elibrary Author_id 275097
    ResearchID AAH-5472-2020
  • Вадим Геннадьевич Пантелеев Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия pwg92@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8909-5744
    Elibrary Author_id 813954
    ResearchID V-8186-2018
Для цитирования
Бедрик А. В., Бинеева Н. К., Пантелеев В. Г. Отражение категорий мигрантов в региональных СМИ и возможность его влияния на их интеграцию в принимающее общество: по материалам контент-анализа Интернет-изданий Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 6. С. 112-127. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.5 EDN: CYWCCN

Аннотация

Цель исследования: посредством выявления представленности различных категорий мигрантов в СМИ Ростовской области выявить потенциал влияния транслируемых образов этих категорий на их (мигрантов) интеграцию в принимающее общество. Методологическую базу исследования составили принципы отбора информационных сообщений в интернет-СМИ, при которых единицей отбора является сообщение, в котором затрагивается тематика мигрантов. При отборе сообщений ключевыми словами были не только «мигрант» и производные от этого слова, но и контексты, которые подходят к теме миграции: беженцы, вынужденные переселенцы, пересечение границы и т. д. При этом каждому сообщению присваивались маркеры, характеризующие их с точки зрения отражения категорий мигрантов. По количественным показателям отобранных сообщений – доля сообщений, приходящаяся на каждую категорию мигрантов и распределение этих сообщений в течение периода отбора – оценивался потенциал влияния образов категорий мигрантов на их интеграцию в принимающее сообщество. Результаты исследования. Выявлено, что СМИ Ростовской области главным образом не нацелены на формирование образов мигрантов различных категорий. Отбор сообщений средствами массовой информации о мигрантах зависит от событий, которые являются сверхординарными для региона и регионального информационного пространства. Наибольший уровень представленности выявлен у категорий: беженцы и вынужденные переселенцы; трудовые мигранты; без указания целей и/или обстоятельств пребывания в регионе. Ни одна из категорий мигрантов не обладает устойчивым информационным освещением в течение срока отбора сообщений, за исключением той, в которой категория мигрантов не обозначена. Наибольшим потенциалом влияния на интеграцию обладает образ вынужденных переселенцев и беженцев. Перспективы исследования. Результаты исследования можно использовать для дальнейшей разработки темы миграции на региональном уровне.
Ключевые слова:
мигранты, категории мигрантов, СМИ, образ, интеграция, Ростовская область

Биографии авторов

Андрей Владимирович Бедрик, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент, директор
Наталья Камильевна Бинеева, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета; директор Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Вадим Геннадьевич Пантелеев, Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Младший научный сотрудник

Литература

1. Абакумова И. В. Образ мигранта в отечественных СМИ: особенности ценностно-смыслового восприятия в молодежной среде / И. В. Абакумова, А. В. Гришина // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 1. – С. 9–19. – EDN OIMPRD.

2. Бузовский И. И. Средства массовой информации в структуре общественных процессов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2019. – № 1. – С. 36–44. – EDN TPXMXJ.

3. Васильев В. Е. Репрезентация стигматизации мигрантов в СМИ как проявление архетипов коллективного бессознательного / В. Е. Васильев, К. В. Власова // Modern Science. – 2020. – № 8-1. – С. 285–288. – EDN FWBQNT.

4. Горшков М. К. Социология в регионах и социология для регионов // Социологическое обеспечение стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований России: Сборник статей / Отв. редактор М. К. Горшков. – Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. – С. 5–8. – DOI 10.19181/sbornik.978-5-89697-365-2.2021.1. – EDN SJMRID.

5. Гришина А. В. Особенности трансляции образа трудовых мигрантов в зарубежных и российских СМИ // Северо-кавказский психологический вестник. – 2010. – Т. 8. – № 3. – С. 35–39. – EDN RBVWUX.

6. Деревцова Е. А. Особенности влияния электронных средств массовой информации на формирование социокультурных норм // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2019. – № 3(90). – С. 8–11. – EDN FPNQVK.

7. Завьялов А. В. Виртуальный образ мигранта // В поисках социальной истины: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Иркутск, 28 ноября 2022 года / Под общей редакцией О. А. Полюшкевич. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. – С. 261–264. – EDN JUTWGC.

8. Ивлева И. В. Образы трудовых мигрантов в российских массмедиа / И. В. Ивлева, А. В. Тавровский // Этнографическое обозрение. – 2019. – № 1. – С. 149–165. – DOI 10.31857/S086954150004186-4. – EDN ZADZQT.

9. Лимкина Н. А. Средства массовой информации в социальном развитии региона // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – № 1(30). – С. 650–653. – EDN VWNCIS.

10. Мукомель В. И. Перспективы демографического развития России: региональный аспект // Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы»: Материалы форума, Воронеж, 30 сентября – 02 октября 2021 года. – Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью «Цифровая полиграфия», 2021. – С. 55–57. – EDN GPHCOY.

11. Мусалитина Е. А. Культурный образ иностранного трудового мигранта в интернет-прессе Хабаровского края // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2021. – № 8(56). – С. 27–33. – DOI 10.17084/20764359-2021-56-27. – EDN EYZZUU.

12. Нам И. А. Конструирование образа трудового мигранта в региональных СМИ (на примере Томска) / И. В. Нам, Е. М. Карагеоргий, А. И. Ермолова, Е. В. Никитина // Сибирские исторические исследования. – 2017. – № 1. – С. 166–192. – DOI 10.17223/2312461X/15/11. – EDN ZRETBX.

13. Осин Р. В. Особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ / Р. В. Осин, В. В. Константинов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 9. – С. 49–52. – EDN SQRZRL.

14. Шерман Е. М. Образ «чужого»: портрет мигрантов в СМИ и архетипы коллективного бессознательного // Дневник Алтайской школы политических исследований. – 2014. – № 30. – С. 41–45. – EDN TAAIZH.
Статья

Поступила: 13.10.2022

Опубликована: 24.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Бедрик, А. В., Бинеева, Н. К., & Пантелеев, В. Г. (2022). Отражение категорий мигрантов в региональных СМИ и возможность его влияния на их интеграцию в принимающее общество: по материалам контент-анализа Интернет-изданий Ростовской области. Гуманитарий Юга России, 11(6), 112-127. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.5
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ