Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект
Научная статья
-
Наталия Константиновна Карпова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
karpova_nk@mail.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7834-2567
Elibrary Author_id 339110
- Владимир Иванович Мареев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия mareev@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0006-6952-973X
Elibrary Author_id 185237- Нина Петровна Петрова Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия nppetrova@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0007-9400-6970
Elibrary Author_id 407539Для цитированияКарпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 5. С. 175-186. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13 EDN: NFYTVNАннотация
Цель исследования –определить возможности герменевтики в разноплановых процедурах переосмысления сферы культуры в аспекте ее рассмотрения в плоскости реалий жизненного мира личности. Методологическая база исследования: базовые положения педагогики герменевтического опыта; идеи понимания человеком текста как артефакта культуры; представление об осознании как образовательном процессе; идеи диалектического противоречия в системе соотносительных понятий «культура» и «контркультура»; идеи динамики трансцендирования как пути индивидуации человека; идеи драмогерменевтики; идеи переосмысления культуры, в контексте реалий жизненного мира человека. Результаты исследования заключаются в рассмотрении процесса самоизменения образа человека посредством погружения в мир культуры через переживания, осмысления, обретения нового опыта – артефакта культуры; обосновании перевода образования в плоскость внутреннего бытия человека; обоснование принципа трансцендентности сознания и обучения; осмысление феномена имманентной динамики трансцендирующего мышления в аспекте создания особых форм духовных систем; рассмотрение интерпретации как метода обучения; рассмотрение процесса роста и развития личности в контексте сферы культуры и герменевтических программ познания и понимания; определение базовых ориентиров герменевтической практики в аспекте феномена культуры, представленных в современной педагогике и практике образовании. Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований концепта «метапринцип», понятий «метауровень», «метаязык» в контексте индивидуального восхождения к обретаемой личности.Ключевые слова:аспект познания и понимания человека, самоизменение образа человека, принцип трансцендентности сознания и обучения, перевод культуры в плоскость реалий жизненного мира, драмогерменевтика, метаязык, педагогические технологии дивинации и социальной реализацииБиографии авторов
Наталия Константиновна Карпова, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, РоссияДоктор педагогических наук, профессор, руководитель Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производствВладимир Иванович Мареев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, РоссияДоктор педагогических наук, профессор, советник ректора по развитию педагогического направленияНина Петровна Петрова, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, РоссияДоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образованияЛитература
1. Адорно Т. В. Эстетическая теория = Ӓsthetische Theorie / Т. В. Адорно; [Пер. с нем. А. В. Дранова]. – Москва: Республика, 2001. – 526 с. – ISBN 5-250-01806-8.
2. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека : [Перевод] / К. Дюркхайм. – СПб.: ИМПАКС, 1992. – 159 с. – ISBN 5-87472-020-0.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 720 с. – ISBN 978-5-314-00016-8. – EDN SDPWQP.СтатьяПоступила: 07.09.2023
Опубликована: 28.10.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAКарпова, Н. К., Мареев, В. И., & Петрова, Н. П. (2023). Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект. Гуманитарий Юга России, 12(5), 175-186. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13РазделКУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - Владимир Иванович Мареев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия mareev@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0006-6952-973X
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 44772 25.04.2011
Издатели:
ФНИСЦ РАН, ЮФУ, Омега-Пресс
Главный редактор
доктор философских наук, профессор,
научный руководитель
Институт социологии и регионоведения
Южного федерального университета
Юрий Григорьевич Волков
ISSN 2227-8656 (Print)
ISSN 2500-2155 (Online)
Периодичность:
6 раз в год.
Издается с 2012 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, д.160
Тел.: +7 (863) 219-97-25
E-mail: gursfedu@rambler.ru